ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. 2013 год

Юбилеи: люди, даты, события...

МАЙ

2 МАЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 85 ЛЕТ ВЕТЕРАНУ СЦЕНЫ МАЮ МАРКОВИЧУ СОЛОВЬЕВУ

6 МАЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 85 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРТИСТА БАЛЕТА ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РСФСР НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА ЩЕГОЛЕВА (6.05.1928-25.05.1985)

Вся творческая жизнь Н.П. Щеголева связана с одним театром – Куйбышевским театром оперы и балета, куда он приехал в 1946 г. по окончании Ленинградского хореографического училища (класс А.И. Пушкина). Сначала он танцевал в кордебалете, потом ему стали поручать небольшие сольные номера в разных, в том числе оперных, спектаклях. Уже в них проявились его артистизм, темперамент, атлетизм, выразительная пластика. Его первая большая роль (хан Гирей в балете Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан») была доверена ему балетмейстером Натальей Даниловой, пришедшей в театр в 1949 г. и разглядевшей будущие возможности танцовщика, оценившей его способность интуитивно схватывать суть роли. Под ее руководством Н. Щеголев овладел искусством классического и характерного танца, актерского мастерства. Результатом их творческого союза стало множество ярких работ, воплощенных Н.П. Щеголевым: Принц Дезире («Спящая красавица» П. Чайковского), Фрондозо («Лауренсия» Г. Крейтнера), Альберт («Жизель» А. Адана), Абдерахман («Раймонда» А. Глазунова), Отелло («Отелло» А. Мачавариани), Мизгирь («Снегурочка» П. Чайковского), Арджуна («Читра» Р. Тагора), Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса), Данила («Каменный цветок» С. Прокофьева), Амун («Египетские ночи» А. Аренского) и др. Николай Павлович Щеголев стал одним из тех, кто в российской провинции способствовал развитию техники и выразительности современного мужского танца.

 
 
 
 
 
 
 
 

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со – Я; дополнения / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 257; Хумарьян С. Николай Павлович Щеголев / С. Хумарьян // История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ. - Самара, 2006. - С.36-41; Сэт Э. И Черт, и Принц, и… Хулиган / Э. Сэт // Самар. Лука.- 2001.- № 8.- С. 32-36.

12 МАЯ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПЛАНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РФ ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА ТИТАРЕНКО

Т.В. Титаренко многие годы жила и работала в Самаре. Здесь окончила Куйбышевский государственный институт культуры (ныне Самарская государственная академия культуры и искусств), с 1980 г. – в аппарате областного управления культуры, а с 1994 г. и до отъезда в Москву – заместитель начальника управления по искусству.

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / ред.-сост.Н.Д. Курдина. – Самара, 1995.- С. 78.

13 МАЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 75 ЛЕТ АРТИСТУ ОРКЕСТРА (ГОБОЙ) САМАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА СТАНИСЛАВУ БОРИСОВИЧУ КРАСНОБАЕВУ

С.Б. Краснобаев в выборе профессии пошел по стопам своего отца, многие годы игравшего на гобое в оркестре Куйбышевского театра оперы и балета. После окончания Киевской государственной консерватории по классу гобоя в 1965 году он стал артистом оркестра Куйбышевского театра (ныне Самарского академического театра оперы и балета), где работает по настоящее время.

14 МАЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 60 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВИКТОРА МИХАЙЛОВИЧА ТАТАРИНЦЕВА

В 1971 гг. В. М. Татаринцев после окончания Владивостокского института искусств стал артистом Новомосковского драматического театра Тульской области, потом была армия. С 1976 по 1986 гг. он – артист Куйбышевского драматического театра. Его первой ролью в Куйбышеве стал Степан Лукин в горьковских «Варварах». За ней последовало множество интересных ролей как классического, так и современного репертуара: Дамис («Тартюф» Ж.- Б. Мольера), Степан («Господа Головлевы» по М. Салтыкову - Щедрину), Мануэль («Дама – невидимка» П. Кальдерона), Влас («Дачники» М. Горького), Витторио («Моя профессия – синьор из общества» Д. Скарначчи, Р. Тарабузи), Треплев («Чайка» А. Чехова), Кирилл («Я – женщина!» В. Мережко), Мартини («А этот выпал из гнезда» Д. Вассермана) и др. За годы работы в Куйбышеве В. Татаринцев завоевал любовь зрителей, благодаря чему он дважды становился лауреатом конкурса «Театральная маска» (1980, 1982 гг. за исполнение ролей Альваро в «Татуированной розе» Т. Уильямса и Игоря в «Теме с вариациями» С. Алешина), ежегодно проводимого театром. В. Татаринцев принимал активное участие в жизни Дома актера, являлся членом дискуссионного клуба библиотеки СТД.

Назад [ 1 ] [ 2 ]
 
 
 
 
Назад [ 1 ] [ 2 ]

Ист. информации: Историко - культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со – Я; дополнения / ред.-сост. Н.Д. Курдина. - Самара, 1995. - С. 65; Тумановская И. Продолжение следует / И. Тумановская // Волжская заря.- 1978. - 19 апреля.

20 МАЯ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ АРТИСТКА СЫЗРАНСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ А.Н. ТОЛСТОГО ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА САЗОНОВА

Л. Сазонова окончила режиссерское отделение Самарского училища культуры в 1980 г. (педагог Н. Дьячкова). Вот уже более 25 лет она работает в Сызранском театре (с октября 1987 г.) За эти годы ею сыграно множество ролей: Дочь Бабы-Яги («До третьих петухов» В. Шукшина), Нина Леонтьевна («Горное гнездо» по Д. Мамину-Сибиряку), Фрузя («Дамы и гусары» А. Фредро), Секретарша («Старомодный коктейль» по киноповести В. Дельмар «Уступи место завтрашнему дню»), Степанида («Родня», «Родня-2» В. Крестовского), Манефа («Мудрец» по А. Островскому), Виргинская («Наши» по роману Ф. Достоевского «Бесы»), Дуэнья («Дуэнья» Р. Шеридана), Василиса («Сказ о скоморохе и царе Горохе» М. Корабельникова), Царица («Волшебное кольцо» Б. Шергина), Фрейлина («Королевская корова» Л. Титовой, А. Староторжского), Лиса («Лесные приключения» М. Гусева) и др.

 
 

Ист. информации: Сайт Сызранского драматического театра им. А.Н. Толстого (www.syzran-drama.ru); База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/)

29 мая ИСПОЛНЯЕТСЯ 80 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРТИСТА ОПЕРЫ (БАС) ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РСФСР ВИКТОРА АЛЕКСАНДРОВИЧА КАПИШНИКОВА (29.05.1933-21.05.1990)

Вся жизнь В.А. Капишникова, практически вся его творческая деятельность связаны с Самарой. Здесь он родился, в 1957 г. окончил вокальное отделение Куйбышевского музыкального училища (преп. В.А. Барынин). Еще обучаясь на последнем курсе поступил на работу в Куйбышевский театр оперы и балета, где проработал 33 года, сыграв более ста ролей. Сначала это были самые маленькие партии: граф Чепрано в «Риголетто» Дж. Верди, Корабельщик в «Сказке о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, затем был Гремин в «Евгении Онегине» П. Чайковского. Его первой большой оперной партией стала партия Досифея в «Хованщине» М. Мусоргского. Природа одарила В. Капишникова редкой красоты голосом. Великолепный певец и актер, он был любимцем публики, оставившим в памяти ценителей оперного искусства целую галерею блистательных образов: Борис Годунов, Пимен («Борис Годунов» М. Мусоргского), Иван Сусанин («Иван Сусанин» М. Глинки), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Кончак, Галицкий («Князь Игорь» А. Бородина), Рамфис («Аида» Дж. Верди), Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Филипп («Дон Карлос» Дж. Верди), Петр Первый (в опере А. Петрова), Порги («Порги и Бесс» Дж. Гершвина), Дон Кихот («Человек из Ламанчи» М. Ли) и др.

 
 
 
 

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова. - Самара, 1994. - С. 170; Сальникова В. Виктор Александрович Капишников / В. Сальникова// История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ. - Самара, 2006. - С. 112-118; Сталкина Р. Лучший бас оперного / Р. Сталкина // Репортер. - 2009. - 6 февраля.