Спектакли по пьесам Г. Горина ставились в театрах разных городов России. Не стала исключением и Самара. 20 февраля 1992 года театр «СамАрт» представил на суд публики спектакль «Поминальная молитва» с народным артистом СССР Н. Михеевым в главной роли, тольяттинский театр «Колесо» поставил спектакль «Комедианты, или Кин IV» (27 марта 2003 года), а 19 декабря 2009 года в театре «Актерский дом» состоялась премьера спектакля «…Забыть Герострата!».
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Лит.: www.lenkom.ru; Антология сатиры и юмора России ХХ века: Григорий Горин.- М., 2000.- 736 с.; Горин Г.И. Королевские игры / Григорий Горин.- М., 1997.- 468 с., ил.; Горин Г.И. Прощай, конферансье! / Григорий Горин.- М., 1997.- 453 с., ил.; Александр Абдулов: Глазами друзей / под ред. Б.М. Поюровского.- М., 224 с., ил.; Караченцов Н.П. Авось! /Николай Караченцов.- М., 432 с., ил.; Спиваковская Е. Черновик «Молитвы» / Е. Спиваковская // Культура.- 1991.- № 45.- С. 6; Сохрина А. Когда расцвел подсолнух / А. Сохрина // Волжская заря.- 1992.- 28 февраля; Иванов В. Король умер – да здравствует король! / В. Иванов // Волжская коммуна.- 1994.- 24 мая; Костин Г. Поминальная молитва / Г. Костин // Волжская коммуна.- 2002.- 13 февраля.
14 МАРТА юбилей актрисы, театроведа, педагога, кандидата филологических наук ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ТОРУНОВОЙ.
После окончания студии при Куйбышевском драматическом театре работала в театрах Павлодара, Жданова. В 1972-1973 гг. была актрисой Куйбышевского драматического театра, где сыграла Риту Осянину («А зори здесь тихие» Б. Васильева), Верочку («Сослуживцы» Э. Рязанова, Э. Брагинского).
Закончив театроведческий факультет ЛГИТМиКа, Г. Торунова работала в Куйбышевском отделении ВТО, областном управлении культуры, заведующей литературной частью Куйбышевского театра оперы и балета и Сызранского драматического театра. В последнем была одним из режиссеров спектакля «Семейный уикенд» Ж. Пуаре. С 1991 года ведет преподавательскую деятельность. Член секции критиков Самарского отделения СТД.
Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 106.
16 МАРТА исполняется 75 ЛЕТ со дня рождения СЕРГЕЯ ЮРЬЕВИЧА ЮРСКОГО, актера, режиссера, народного артиста РСФСР.
После учебы в 1952-1955 гг. на юридическом факультете Ленинградского государственного университета, С. Юрский поступил в Ленинградский театральный институт им. Островского на курс Л. Ф. Макарьева. Еще учась в институте, он стал артистом Большого драматического театра (БДТ). Среди сыгранных им ролей: Часовников («Океан» А. Штейна, Чацкий («Горе от ума» А. Грибоедова), Дживола («Карьера Артура Уи» Б. Брехта), Илико («Я, бабушка, Илико и Илларион» по Н. Думбадзе), Тузенбах («Три сестры» А. Чехова), Эзоп («Лиса и виноград» Г. Фигейредо), Генрих IV («Генрих IV» В. Шекспира) и др. В качестве режиссера поставил на сцене БДТ спектакли «Мольер» М. Булгакова (1973, сыграл Мольера), «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой (1976, сыграл Фарятьева) и др. В 1978 году С. Юрский стал артистом Театра им. Моссовета. Среди сыгранных здесь ролей: Посетитель(«Последний посетитель» В. Дозорцева), Фома Опискин («Фома Опискин» по повести Ф. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели») и др. Режиссерскими работами стали: «Тема с вариациями» С. Алешина (1979, сыграл Игоря Михайловича), «Правда – хорошо, а счастье – лучше» А. Островского (1980, сыграл Грознова), «Гедда Габлер» Г. Ибсена (1983, сыграл Тесмана) и др.
На сцене МХАТ им. Чехова сыграл Жевакина («Женитьба» Н. Гоголя) и др.
В 1992 году С. Юрский организовал «АРТель АРТистов Сергея Юрского», где сыграл Беранже I («Король умирает» Э. Ионеско, совместный спектакль с Французским культурным центром, на французском языке); поставил спектакль «Игроки – XXI» по Гоголю (1992, совместный спектакль с МХАТ им. Чехова, сыграл Глова), «Стулья» Ионеско (1994, сыграл Лёвьё), «Провокация» И. Вацетиса (2000, оба – совместно с Московским театром «Школа современной пьесы»). Среди постановок С. Юрского есть и несколько спектаклей, сделанных за рубежом, а также телевизионные и киноработы. Кроме того, С. Юрский является автором книг: «Кто держит паузу», «В безвременье», «Сюр», «Жест», «Содержимое ящика», «Игра в жизнь» и др.
С. Юрский неоднократно приезжал в Самару. Это и гастроли с БДТ в 1971 году, и чтецкие концерты в филармонии. А в начале 1996 года самарцы увидели спектакль «Стулья», занимающий в его творчестве особое место. В нем он выступил в качестве автора перевода и постановщика, сыграв вместе с Н. Теняковой. В интервью после спектакля в ответ на вопрос о самарской публике С. Юрский сказал: «Я и мои коллеги слышали реакцию зрительного зала… Встреча была радостной. Мы аплодировали публике. Мы ею восхищаемся».
В 2001 году С. Юрский стал гостем самарского Дома актера, где прошла его встреча с творческой интеллигенцией, после которой он подарил библиотеке сборник пьес Игоря Вацетиса.
Лит.: Русский драматический театр: энциклопедия / под общ. ред. М.И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А.В. Мартыновой, Е.Ю. Бегляровой.- М., 2001.- С. 556; Борзенко В. Сергей Юрский: «Откровенность – это нарушение ритуала» / В. Борзенко // Театрал.- 2009.- № 11.- С. 14; Иванов В. Сергей Юрский и его «Стулья» / В. Иванов // Культура.- 1996.- № 5.- С. 3; Забродина О. Это надо было видеть / О. Забродина // Губернский вестник.- 1996.- № 6.- С. 15; Сохрина А. Юрский и Тенякова /А. Сохрина // Вечерняя Самара.- 1996.- 9 февраля; Иванов В. Сергей Юрский: Восхищен самарской публикой» / В. Иванов // Волжская коммуна.- 1996.- 2 февраля.
19 МАРТА юбилей у ветерана сцены ЛИДИИ СИДОРОВНЫ КАЛИНИНОЙ
Закончив театральную студию при Куйбышевском театре драмы, Л. Калинина некоторое время проработала в этом театре. Среди
сыгранных ролей: Вера Третьякова («В поисках радости» В. Розова), Принцесса («Снежная королева» Е. Шварца) и др. С 1976 по 1986 гг. работала в Куйбышевском театре юного зрителя, сыграв немало интересных ролей. Среди них: Фру Лаура Биргрен («Пеппи – длинный чулок» С. Лунгина, И. Нусинова по повести А. Линдгрен), Ольга Олеговна («Ночь после выпуска» В. Тендрякова), Ольга Васильевна («Четыре девушки и странный персонаж» В. Молько, Д. Угрюмова), Пелагея («Песнь о комдиве» В. Разумневича, В. Молько) и др.
20 МАРТА исполняется 90 ЛЕТ со дня рождения ЛИДИИ ИОСИФОВНЫ ЛОБОДЫ (20.03.1920-10.07.1986), солистки балета Куйбышевского театра оперы и балета.
После окончания в 1940 году Саратовского театрального училища Л. Лобода дебютировала на сцене Саратовского театра. Затем с 1946 по начало 1960-х годов была солисткой Куйбышевского театра оперы и балета, выступая в амплуа характерной танцовщицы. Среди исполненных ею партий: Зарема («Бахчисарайский фонтан»), Снежинка, Фея поэзии («Щелкунчик» П. Чайковского), Мерседес («Дон Кихот»Л. Минкуса), Исполняла испанские танцы в операх «Кармен» Ж. Бизе, «Князь Игорь» А. Бородина, «Дубровский» Направника, «Фауст» Ш. Гуно, а также в опереттах. После окончания артистической карьеры Л. Лобода руководила ансамблем бального танца при Куйбышевском областном Доме народного творчества. В 1970-е годы стала организатором и руководителем ансамбля бального танца «Серпантин», лауреата областных, всероссийских и всесоюзных конкурсов бального танца.
«Каменный цветок».
Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В, Шелехова.- Самара, 1994.- С. 389.
21 МАРТА – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ КУКОЛЬНИКА
Идея отмечать во всем мире Международный день кукольника пришла известному деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо (Иран). В 2000 году на XVIII Конгрессе УНИМА в Магдебурге он вынес данное предложение на обсуждение. Но несмотря на то, что дискуссия о месте и времени проведения этого праздника была очень оживленной, этот вопрос так и не был решен. Только лишь через два года, на заседании Международного Совета УНИМА, дата празднования была определена. Президент УНИМА Маргарета Никулеску обратилась ко всем деятелям театра кукол с призывом превратить день 21 марта в захватывающий ритуал во славу кукольного театра: «Пусть в этот день играют кукольные спектакли, проводят дискуссии, устраивают встречи, пусть объединяются все профессионалы и любители одного из древнейших видов искусства – театра кукол! Пусть все окажутся участниками нашего праздника!»
Самарский театр был образован в 1932 году силами пяти энтузиастов-кукольников: Н. Петрова, А. Архангельского, Е. Бирюкова, А. Лоцманова, объединенных А. Лоцмановым. В 1934 году первым художественным руководителем театра стала Т.Г. Каракозова, ученица известного кукольника Е. Деммени. Начали ставить ставшие в настоящее время классикой пьесы: «По щучьему велению» Е. Тараковской, «Красная шапочка» Е. Шварца, «Гусенок» Е. Гернет, «Маугли» Р. Киплинга и др. В 1971 году главным режиссером театра становится Р. Б. Ренц. Он, помимо постановок для детей, изобретательно решает спектакли для взрослых «Механические псы» (инсценировка И. Тумановской по Р. Бредбери) и др. В 1989 году театр возглавил В. И. Куприн. Появились новые интересные спектакли «Ура! Австралия», «Белоснежка и семь гномов» и др. В настоящее время главным режиссером является В.А. Гусаров. Им созданы спектакли «Слоненок», «Каштанка» и др. За все время в театре было поставлено около 300 спектаклей, которые посмотрели порядка 15 млн. зрителей. На сегодняшний день в репертуаре театра – около 30 спектаклей.
Тольяттинский театр открылся 25 октября 1973 благодаря инициативе Р.Б. Ренца. Это он пригласил в труппу театра чету Ураловых, Н. Никулину, Л. Дементьеву, Т. Гипикову и др. Первый спектакль, который был поставлен на подмостках театра - "Ты – для меня" Г. Сапгира. С приходом в 1980-х гг. А. И. Розенгартена началась новая эпоха в истории тольяттинских кукольников. В репертуаре появились такие спектакли, как «Былина о солдате» А. Твардовского, «Пушок-волшебник» И. Попеску, «Привидения старой мельницы» Ю. Фридмана, «Лиса, заяц и петух» Г. Ландау и другие. В 1996 году главным режиссером театра стала И. Прянишникова, поставившая спектакли «Золотая, голубая, серебристая» и «Джек-Великан». Спектакли, созданные в Тольяттинском театре кукол, удостаивались похвал критиков и любви зрителей и становились лауреатами фестивалей. В 1983 театр получил собственное здание. За годы работы поставлено около 70 спектаклей. В настоящее время главным режиссером театра является В.И.Куприн.
25 МАРТА - ДЕНЬ РАБОТНИКА КУЛЬТУРЫ
Президент России Владимир Путин подписал 28 августа 2007 года указ о «Дне работника культуры». Решено отмечать его ежегодно 25 марта во всей стране. Об инициативе учреждения такого профессионального праздника весной 2007 года говорил министр культуры РФ Александр Соколов. Тогда министр пояснил, что выбор даты был обусловлен наличием в нескольких регионах собственного дня работника культуры, а также необходимостью «развести эту дату с другими профессиональными праздниками».
В России уже существуют такие профессиональные праздники, как День охраны памятников, День музеев, День театра, День печати, День кино, День библиотек.
В этот день профессиональный праздник отмечают хранители и создатели культуры – сотрудники музеев и библиотек, деятели театров и концертных организаций, специалисты домов культуры, городских и деревенских клубов, коллективы художественной самодеятельности.
По материалам Интернет-ресурса www.calend.ru
10 ЛЕТ назад, 25 МАРТА 2000 ГОДА, в театре «Колесо» был поставлен спектакль «Мария Стюарт» по Ф. Шиллеру.
Постановка народного артиста РФ, лауреата Государственной премии РФ Г. Дроздова, режиссер –Логутенко, сценография Р. Акопова, художник по костюмам – Н. Авдонина, пластика Л. Быковой, А. Иванова, композитор – А. Пономарев.
27 МАРТА исполняется 70 ЛЕТ со дня рождения солистки балета ЗОИ НИКОЛАЕВНЫ НИКУЛИНОЙ (27.03.1940-22.04.1977).
После учебы в 1949-1953 гг. в Пермском хореографическом училище, З. Никулина танцевала в труппах Пермского и Донецкого оперных театров. С 1958 г. – солистка Куйбышевского балета. Среди образов, созданных З. Никулиной на сцене Куйбышевского театра оперы и балета – Катерина и Золушка («Каменный цветок» и «Золушка» С. Прокофьева), Мирта («Жизель» А. Адана), Гамзатти («Баядерка» Л. Минкуса), Купава и Фея Сирени («Снегурочка» и «Спящая красавица» П. Чайковского), Паскуала («Лауренсия» А. Крейна), Вакханка («Вальпургиева ночь» Ш. Гуно), «Раймонда («Раймонда» А. Глазунова) и др.
Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 136; Призвание – балетмейстер / авт.-сост. С. Хумарьян.- Самара, 2005.- С. 65, 67, 73, 74.
27 МАРТА - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА
Международный День театра установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра (МИТ). Деятельность организации, согласно ее уставу, должна быть направлена на «укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех деятелей мира». Членом МИТа Советский Союз стал еще в 1959 году. С 1961 года СССР, а затем Россия – постоянный член исполнительного комитета МИТа. Международный день театра отмечается 27 марта. Это не просто профессиональный праздник мастеров сцены, это праздник миллионов зрителей.
По материалам Интернет-ресурса www.calend.ru
30 МАРТА исполняется 65 ЛЕТ со дня рождения актера, народного артиста РСФСР АНДРЕЯ ЮРЬЕВИЧА ТОЛУБЕЕВА (30.03.1945-07.04.2008).
Имея высшее медицинское образование, А. Толубеев закончил ЛГИТМиК (курс И. Горбачева) и с 1975 года стал артистом БДТ. Среди сыгранных им ролей: Джордж («Наш городок» Т. Уайлдера), Алексей («Оптимистическая трагедия» В.Вишневского), Терентий («Жестокие игры» А. Арбузова), Горецкий («Волки и овцы» А. Островского, Вурм («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Лопахин («Вишневый сад» А. Чехова) и др. Он создал яркие образы в кино- и телефильмах «Крутой поворот», «Гу-га», «Бандитский Петербург», «Воспитание жестокости у женщин и собак» и др. Кроме артистической, Ю. Толубеев вел педагогическую деятельность в СПбГАТИ, писал прозу и пьесы, а также активно занимался общественной работой – был председателем Санкт-Петербургского отделения СТД РФ. 20 ноября 2006 года А.Ю. Толубеев стал гостем самарского Дома актера, приняв участие в вечере памяти своего отца, народного артиста СССР Ю.В. Толубеева. Тогда же он познакомил зрителей со своей книгой «Наполнение луной» и подарил ее нашей библиотеке.
Лит.: Русский драматический театр: энциклопедия / под общ. ред. М.И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А.В. Мартыновой, Е.Ю. Бегляровой.- М., 2001.- С. 486-487; Троянская Т. Андрей Толубеев: «Нам не до смеха» / Т. Троянская // Театрал.- 2007.- № 8.- С. 6-7.
20 лет назад, 31 МАРТА 1990 года, в Самарском академическом театре драмы имени М. Горького состоялась премьера спектакля «Необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» по роману В. Войновича.
Автор инсценировки – Л. Белявский, Режиссер-постановщик – Д. Николаев, художник – Н. Шаронов, балетмейстер – В. Сергеев, музыкальное оформление М. Левянта.
В 1995 году, 15 лет назад, в Самарском академическом театре драмы имени М. Горького была поставлена пьеса А. Володина «Пять вечеров».
Режиссер – народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР П. Монастырский, сценография и костюмы И. Кохан, музыкальное оформление заслуженного деятеля искусств РСФСР М. Левянта.