|
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. 2012 год Юбилеи: люди, даты, события...
9 ИЮЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 85 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРТИСТА ОПЕРЫ (ЛИРИЧЕСКИЙ ТЕНОР), ВЕТЕРАНА СЦЕНЫ ВЛАДИМИРА ГРИГОРЬЕВИЧА АФАНАСЬЕВА
В. Афанасьев начал петь еще в армейской самодеятельности. После демобилизации в 1951 году Афанасьев поступил на вокальное отделение Куйбышевского музыкального училища, которое окончил в 1957 году и сразу был принят в труппу Куйбышевского театра оперы и балета сначала в качестве артиста хора, а затем стал солистом. Почти за 30 лет работы солистом оперы Куйбышевского театра оперы и балета В. Афанасьевым было исполнено около 50 различных партий. Среди них: Василий («Виринея» С. Слонимского), Берендей («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова), Дон Оттавио («Дон Жуан» В. Моцарта), Махно («Хождение по мукам» А. Спадавеккиа), Бомелий («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Макдуф («Макбет» Дж. Верди), Фауст («Фауст» Ш. Гуно), Ерошка («Князь Игорь» А. Бородина), Синодал («Демон» А. Рубинштейна), Трике («Евгений Онегин» П. Чайковского) и др. Помимо оперных партий создал множество образов в опереттах и мюзиклах: Генрих («Летучая мышь» И. Штрауса ), Санчо («Человек из Ламанчи» М. Ли), Стефан, Оттокар («Цыганский барон» И. Штрауса), Герцог («Продавец птиц» К. Целлера), Спортинг («Порги и Бесс» Дж. Гершвина) и др.
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 85; Хмельницкий Ю.А. Владимир Григорьевич Афанасьев / Ю. Хмельницкий // История в портретах: Т. 2. 70 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2010.- С. 234-237.
14 ИЮЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 115 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РСФСР, АРТИСТА ОПЕРЫ (ДРАМАТИЧЕСКИЙ БАРИТОН) НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА ЯСТРЕБОВА (1897-?)
Н. Ястребов родился в Казанской губернии в семье дьякона. Отец, имевший незаурядный голос (героической тенор), служил в Екатерининской церкви Казани, в которой мальчиком пел Ф. Шаляпин. Брат Ястребова, Александр Григорьевич, был солистом Московской оперы Зимина. В юные годы Н. Ястребов выходил статистом в спектаклях Казанского оперного театра. Музыкального образования не получал, первоначально предпочтя карьеру военного. Окончил Высшую военную школу в Ленинграде, участвовал в гражданской и Великой Отечественной войнах. Периодически брал уроки пения в ленинградской консерватории и вечерней студии при Киевском оперном театре. С 1926 года Ястребов – артист Киевской передвижной оперы, с 1939 года – оперного театра Московского ЦДКА, с 1942 - солист ансамбля 18-й армии. С 1946 года до середины 50-х годов он ведущий солист Куйбышевского театра оперы и балета. Среди исполненных партий: Князь («Чародейка» П. Чайковского), Грязной («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Роберт («Иоланта» П. Чайковского), Яго («Отелло» Дж. Верди), Скарпиа («Тоска» Д. Пуччини), Тонио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Тарас («Семья Тараса» Д. Кабалевского), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Амонасро («Аида» Дж. Верди), Жермон («Травиата» Дж. Верди), Ренато («Бал-маскарад» Дж. Верди), Борис Годунов («Борис Годунов» М. Мусоргского), Мазепа («Мазепа» П. Чайковского), Демон («Демон» А. Рубинштейна) и др.
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 292-293; Хумарьян С.П. Николай Григорьевич Ястребов / С. Хумарьян // История в портретах: Т. 2. 70 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2010.- С. 102-105; Куйбышевский оперный: Страницы истории Куйбышевского театра оперы и балета / Сост. В.И. Жданова, Л.Е. Гольдштейн.- Куйбышев, 1981.- 288 с.
16 ИЮЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 75 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РСФСР ВИЛЛИ АРАМОВИЧА МУСОЯНА (16.07.1937-8.03.2002)
В 1968 году окончил ГИТИС. Работал в театрах Кустаная, Златоуста, Майкопа, Уфы. С 1975 года – актер, в 1976-1990 годах – директор-распорядитель и актер Куйбышевского театра драмы. Первые его роли в театре - Министр финансов («Левша» Б. Рацера и В. Константинова), Майор («Дамы и гусары» А. Фредро) – обратили на себя внимание выразительным пластическим рисунком, яркой и непринужденной жизнью в образе. Затем им были с успехом сыграны разноплановые образы: Денисов («Четыре капли» В. Розова), Ной («Продавец дождя» Р. Нэша), Соломахин («Протокол одного заседания» А. Гельмана), Карнач («Атланты и кариатиды» И. Шамякина), Бродяга («Прежде, чем пропоет петух» И. Буковчана), Голубев («Наедине со всеми» А. Гельмана), Митя («Любовь и голуби» В. Гуркина), Тедди Франк («Четвертый» К. Симонова), Бриз («Эффект Редькина» А. Козловского) и др.
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 104.
19 ИЮЛЯ ЮБИЛЕЙ ЗАСЛУЖЕННОЙ АРТИСТКИ РФ, ДИРЕКТОРА САМАРСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ВАЛЕНТИНЫ НИКОЛАЕВНЫ ПОНОМАРЕНКО
В 1971 после окончания Воронежского хореографического училища В. Пономаренко прошла стажировку в Ленинградском хореографическом училище имени А.Я. Вагановой в классе усовершенствования Е. Ширипиной. После окончания стажировки была приглашена балетмейстером А.Я.Шелест в Куйбышевский театр оперы и балета. Дебютировала в балете «Тщетная предосторожность» в постановке А. Шелест и Р. Вагабова. Другие партии: Аврора («Спящая красавица» П. Чайковского), Никия, Гамзатти («Баядерка» Л. Минкуса), Жизель и Мирта («Жизель» А. Адана), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса), Маша («Щелкунчик» П. Чайковского), Шура («Гусарская баллада» Т. Хренникова), Эгина («Спартак» А. Хачатуряна), Комдэ («Поэма двух сердец» А. Меликова), Клеопатра («Анатолий и Клеопатра» Э. Лазарева), Эсмеральда («Эсмеральда» Ц. Пуни), Ассоль («Алые паруса» В. Юровского), Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева), Беатриче («Любовью за любовь» Т. Хренникова). Центральным событием сценической биографии В. Пономаренко стал балет А. Эшпая («Ангара»), в котором она исполнила партию Валентины, сочиненную хореографом И. Чернышевым в расчете на ее творческую индивидуальность. За исполнение этой партии В. Пономаренко была отмечена 1-й премией на областном смотре-конкурсе на лучшую творческую работу, 2-й премией на Всесоюзном конкурсе. Гастролировала с труппой театра в Болгарии, Испании, в составе звезд России в Германии (с Н. Гимадеевым), в труппе мастеров искусств Куйбышева в Бенине и Того. Закончив в 2000 году выступать на сцене, В. Пономаренко стала педагогом-репетитором Самарского академического театра оперы и балета, занялась педагогической деятельностью. С 1996 года по настоящее время она является директором и преподавателем Детской центральной хореографической школы. Ею созданы образовательные программы: «Классический танец», «Гимнастика в хореографической школе», «Сценическая практика» и программа по «Актерскому мастерству». С 2000 года В. Пономаренко является организатором и партнёром методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры при Агентстве социокультурных технологий по проведению курсов повышения квалификации, мастер - классов, стажировок, консультаций для преподавателей хореографических школ, хореографических отделений детских школ искусств, руководителей творческих коллективов, преподавателей классического танца средних специальных и высших учебных заведений Самарской области и других регионов. С 2007 года – заведующая кафедрой хореографии и преподаватель Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. В 2007 году получила степень бакалавра в Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, в 2011 году закончила магистратуру хореографического искусства Академии. Кроме того, В. Пономаренко активно работает в составе жюри многих всероссийских, областных и региональных конкурсов (Дельфийские игры, конкурс им. Н.В. Даниловой, профессиональный губернский конкурс «Самарская театральная муза», «Студенческая весна» и др.); является постановщиком хореографических номеров в спектаклях Самарского академического театра драмы им. М.Горького, Самарского академического театра оперы и балета, продолжает работу в театре в качестве педагога-репетитора. Лауреат Губернской премии в области культуры и искусства (2004 г.).
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед>>
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед>>
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 219; Торунова Г. И жизнь, и слезы, и любовь… / Г. Торунова // Одна любовь на всю жизнь: очерки о жизни и творчестве ведущих артистов Куйбышевского академического театра оперы и балета.- Куйбышев, 1990.- С. 180-191; Торунова Г.М. Валентина Николаевна Пономаренко / Г. Торунова // История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2006.- С. 243-248; сайт Детской центральной хореографической школы http://www.atitud.tora.ru/teachers.html.
23 ИЮЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 65 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РФ ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ТИМОФЕЕВА
В. Тимофеев – выпускник хореографической студии при Куйбышевском театре оперы и балета. С 1963 года в труппе театра, с 1966 года – солист балета. Был ведущим характерным танцовщиком. Среди исполненных за почти 50-летнюю сценическую жизнь партий: Эспада и Гамаш («Дон Кихот» Л. Минкуса), Абдерахман («Раймонда» А. Глазунова), Вожак («Барышня и Хулиган» Д. Шостаковича), Ганс («Жизель» А. Адана), Тибальд («Ромео и Юлия» Г. Берлиоза и «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева), Карашах («Поэма двух сердец» А. Меликова), Цезарь («Антоний и Клеопатра» Э. Лазарева), Сатана и Царь («Девушка и Смерть» В. Ковалева), Виктор («Ангара» А. Эшпая), Дроссельмейер («Щелкунчик» П. Чайковского), Клод («Эсмеральда» Ц. Пуни), Марцелино («Тщетная предосторожность» Л. Герольда), Ротбарт («Лебединое озеро» П. Чайковского), Фея Карабос («Спящая красавица» П. Чайковского). В 1980-1992 годах одновременно работал педагогом-репетитором театра. Как балетмейстер осуществил постановку танцев в спектаклях «Царская невеста», «Старик Хоттабыч», «Белоснежка и семь гномов»; на телевидении: «Веселая война» И. Штрауса, «Лизетта и Филидор» Ж. Оффенбаха и др. Участвовал во всесоюзных фестивалях оперных театров. В труппе «Классический балет» (Москва, 1981) выступил в партии Виктора в балете «Ангара». Гастролировал в Польше, Болгарии, Испании. В. Тимофеев – дипломант Всесоюзного фестиваля молодых исполнителей музыкальных театров (Минск, 1979), Всероссийского театрального фестиваля (Свердловск,1982). Кроме того, уже много лет артист ведет педагогическую деятельность: с 1974 года более 10 лет преподавал в спортивной школе художественной гимнастики, с 1986 года (одновременно) – в хореографической студии при театре. В 1987-1988 годах являлся старшим тренером-хореографом сборной СССР по художественной гимнастике. С1992 года по настоящее время В. Тимофеев преподает в хореографической школе «Карнавал».
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С.75-76; Сохрина А. Вариации на испанскую тему / А. Сохрина // Одна любовь на всю жизнь: очерки о жизни и творчестве ведущих артистов Куйбышевского академического театра оперы и балета.- Куйбышев, 1990.- С. 192-196; Торунова Г.М. Владимир Николаевич Тимофеев / Г. Торунова // История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2006.- С. 179-184; сайт самарской хореографической школы «Карнавал» http://karnaval63.ru.
25 ИЮЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 75 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРТИСТА ОПЕРЫ (ТЕНОР) СЕМЕНА ГРИГОРЬЕВИЧА КАСАТКИНА (25.07.1937-13.06.2011)
После окончания в 1966 году вокального отделения Кишиневского института искусств им. Г. Музическу С. Касаткин стал солистом Куйбышевского театра оперы и балета, прослужив на его сцене более 50 лет. За эти годы он исполнил партии Эрнесто («Дон Паскуале» Д. Доницетти), Трике («Евгений Онегин» П. Чайковского), Феррандо («Так поступают все женщины» В. Моцарта), Бомелия («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Молодого могильщика («Гамлет» С. Слонимского), Молодой цыган («Алеко» С. Рахманинова) и др. В 1986 году на областном смотре-конкурсе творческих работ С. Касаткин получил премию за исполнение ролей Овлура и Ерошки («Князь Игорь» А. Бородина). Среди партий в опереттах: Альфред и Фальк («Летучая мышь» И. Штрауса), Стефан («Цыганский барон» И. Штрауса) и др. Кроме того, С. Касаткин активно концертировал. Его программы включали произведения П. Чайковского, С. Рахманинова, Ф. Шумана, Ф. Шуберта, русские народные песни, старинные романсы, песни военных лет.
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 191.
|
|