ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. 2012 год

Юбилеи: люди, даты, события...

МАРТ

2 МАРТА ИСПОЛНЯЕТСЯ 60 ЛЕТ АРТИСТУ ТЕАТРА КУКОЛ, ПОЭТУ, АВТОРУ-ИСПОЛНИТЕЛЮ ЮРИЮ МИХАЙЛОВИЧУ ПАНЮШКИНУ

Закончив в 1981 году режиссерское отделение Куйбышевского государственного института культуры, Ю. Панюшкин стал художественным руководителем Тольяттинского городского клуба песни “Привал”. Через три года он уезжает в Магадан. В 1988 году, вернувшись в Тольятти, Ю. Панюшкин становится актером и одновременно автором стихов и музыки песен к спектаклям Тольяттинского муниципального театра кукол «Пилигрим». За 15 лет работы в театре сыграл более 20 ролей. Любимая роль — Король в «Золушке» Е. Шварца.
Песни на свои стихи Ю. Панюшкин пишет с 1970 года. Став лауреатом Грушинского фестиваля авторской песни, он в течение многих лет является его почетным гостем, а также многих других - в Норильске, Челябинске, Ульяновске, Казани, Ноябрьске, Нижневартовске.
В 1990 году на Всесоюзной фирме грамзаписи ВТПО «Фирма мелодия» вышла первая пластинка с песнями Юрия Панюшкина «Есть такая страна – Жигули». В 1995 году в Тольятти вышла его первая книга песен, стихов и прозы – «Где моя качнулась лодка...»
В 2004 году он пробует себя в жанре драматургии, написав пьесу в стихах «Царь Кондрат, или Кто виноват?». В феврале 2004 года награжден Почетным знаком Ротари-клуба г. Тольятти «За Взаимопонимание и Мир» и дипломом «За активную жизненную позицию и верность идеалам служения обществу». В 2010 году в Тольятти Ю. Панюшкин на II церемонии вручения премии «Креативный город», учрежденной «Фондом Сергея Жилкина», был награжден памятным знаком и премией «За исключительные заслуги перед городским сообществом».
Активно концертирует. География концертов - Самара, Магнитогорск, Норильск, Белебей, Нижневартовск, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Уфа, Новокузнецк, Курган, Санкт-Петербург, Москва.

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 182; Интернет-ресурсы: Люди(http://www.peoples.ru/art/music/bard/urii_panuschkin/); Тольятти литературный (http://libavtograd.tgl.ru/).

6 МАРТА ЮБИЛЕЙ ЗАСЛУЖЕННОГО РАБОТНИКА КУЛЬТУРЫ РСФСР СВЕТЛАНЫ ПЕТРОВНЫ ХУМАРЬЯН

С. Хумарьян в 1959 году окончила историко-филологический факультет Куйбышевского государственного педагогического института и в 1966 - театроведческий факультет ЛГИТМиКа (курс С. Цимбала). В студенческие годы начала работать в областном управлении культуры, в 1967 году стала заместителем начальника, а с 1990 года – начальником управления. По инициативе С. Хумарьян в Самаре прошли 10 Всесоюзных отборочных прослушиваний исполнителей к различным международным конкурсам, фестиваль музыки С. Слонимского, более 30 фестивалей искусств в районах области. Свыше 15 лет она являлась председателем оргкомитета конкурса им. Д. Кабалевского. В результате многолетних творческих контактов С. Хумарьян с Театром Наций были проведены фестивали «Театральная Самара» (Москва, 1992), «Опера-парад» (1993), гастроли «Парад испанской сарсуэлы» (1994) в Самаре и др. Благодаря ее усилиям самарским зрителям удалось побывать на концертах и спектаклях многих выдающихся мастеров. С. Хумарьян стала автором идеи и руководителем фестивалей оперного и балетного искусства, среди которых особое место занимает ставший уже традиционным фестиваль классического балета имени Аллы Шелест. Состоялось уже 11 фестивалей. В 2003 году за сохранение традиций петербургской школы классического балета и вклад в мировую хореографию фестиваль «В честь Аллы Шелест» был награжден почетным орденом «Екатерина Великая», а в апреле 2011 года он был включен в состав членов Европейской ассоциации фестивалей. С 27 марта по 6 апреля 2012 года на сцене Самарского академического театра оперы и балета состоится Международный оперный фестиваль им. Ирины Архиповой, идея проведения которого принадлежит С. Хумарьян.
Более 20 лет С. Хумарьян являлась членом правления Самарского отделения СТД. Под ее руководством в Доме актера проведено немало вечеров памяти артистов и деятелей культуры области. Среди них – вечера памяти М. Лазарева, В. Сергеева, И. Николаевой, В. Меркурьева, вечера из цикла «Память сердца», посвященные Ю. Толубееву, Б. Чуфарову, Е. Фроловой, В. Капишникову, Б. Шаркунову, М. Козловскому, Д. Павлову и др.
С. Хумарьян - автор статей в сборниках «Куйбышевский оперный», «Драматический имени Горького», «Одна любовь на всю жизнь», «Выбор судьбы», создатель сборника «Автографы» о культуре Самарской области, автор книги «Призвание – балетмейстер», посвященной Н. Даниловой. Кроме того, С. Хумарьян - автор идеи и составитель сборника «История в портретах», посвященного деятелям Самарского академического театра оперы и балета. Вышло два тома. Первый том был приурочен к 75-летию театра, второй – к 80-летию. К работе над «Историей в портретах» были привлечены ведущие самарские критики, театроведы, музыковеды.
С. Хумарьян награждена орденами «Знак Почета» и Дружбы, знаком отличия «За заслуги перед Самарской областью».

Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед
 
 
 
 
Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 175; Внукова С. Аве Ирина! : Новый масштабный культурный проект в Самаре / С. Внукова // Самарская газета. – 2012.- 14 февраля; Сайт Самарского академического театра оперы и балета (http://opera-samara.net).

7 МАРТА ИСПОЛНЯЕТСЯ 65 ЛЕТ НАРОДНОМУ АРТИСТУ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ, АРТИСТУ ОПЕРЫ (БАРИТОН) САМАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ЗУРАБУ ИДРИСОВИЧУ БАЗОРКИНУ

В 1973 году З. Базоркин окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс профессора Г. Титца). Уже на третьем курсе в оперной студии консерватории спел Онегина («Евгений Онегин» П. Чайковского), Грязного («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), к окончанию учебы добавилась партия Шонара («Богема» Дж. Пуччини). В 1973-1976 годах проходил стажировку в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. За это время спел около 30 небольших партий. С 1976 года З. Базоркин – солист Куйбышевского театра оперы и балета. За почти четыре десятилетия работы в Самаре артист создал внушительную галерею художественных образов. В его репертуаре около 50 сольных партий, среди которых: Альфио («Сельская честь» П. Масканьи), Амонасро («Аида» Дж. Верди), Валентин («Фауст» Ш. Гуно), Гаспар-пират («Рита» Г. Доницетти), Граф ди Луна («Трубадур» Дж. Верди), Граф Робинзон («Тайный брак» Д. Чимарозы), Гульельмо («Так поступают все женщины» В.-А. Моцарта), Демон («Демон» А. Рубинштейна), Елецкий, Томский («Пиковая дама» П. Чайковского), Жермон («Травиата» Дж. Верди), Импрессарио («Вива ля мамма!» Г. Доницетти), Князь Галицкий, князь Игорь («Князь Игорь» А. Бородина), Лоренцио («Ромео и Юлия» Г. Берлиоза), Макбет («Макбет» Дж. Верди), Рангони («Борис Годунов» М. Мусоргского), Ренато («Бал-маскарад» Дж. Верди), Риголетто («Риголетто» Дж. Верди), Сильвио, Таддео, Тонио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Скарпиа («Флория Тоска» Дж. Пуччини), Стеньо («Маддалена» С. Прокофьева), Степан Разин («Казнь Степана Разина» Д. Шостаковича), Тельрамонд («Лоэнгрин» Р. Вагнера), Шакловитый («Хованщина» М. Мусоргского), Эбн Хакиа («Иоланта» П. Чайковского), Энрике («Колокольчик» Г. Доницетти), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Яго («Отелло» Дж. Верди) и др.
Кроме того, артист подготовил немало камерных программ. Это и вечер, посвященный песням Шуберта, и концерты, включавшие в себя «Песни и пляски смерти» и «Раек» М. Мусоргского... Всего же в камерном репертуаре З. Базоркина около 200 произведений композиторов различных эпох и стилей.

Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Вперед
 
 
 
 
Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Вперед

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 339; Эскина Н.А. Зураб Идрисович Базоркин / Н. Эскина // История в портретах: Т. 2. 70 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2010.- С. 309-312; База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/).

10 МАРТА ИСПОЛНЯЕТСЯ 50 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРТИСТКИ ОЛЬГИ ИВАНОВНЫ ЧУДАЙКИНОЙ (10.03.1962-?)

В 1985 году О. Чудайкина, окончив Театральное училище (ВУЗ) им. М.С. Щепкина (педагог В. Монахов), вошла в состав труппы Куйбышевского театра драмы. Среди сыгранных ею ролей: Юля («Колея» В. Арро), Мария («Эффект Редькина» А. Козловского), Манька и Эльза («Яма» по А. Куприну), Ольга («Любовь и голуби» В. Гуркина), Лаура («Сниму квартиру в Париже» К. Манье), Селья («Хитроумная дуреха» по Лопе де Вега), Зоя («Пять вечеров» А. Володина), Офелия («Замок в Швеции» Ф. Саган), Присцилла Честерфилд («Когда лошадь теряет сознание» Ф. Саган), Розаура («Венецианские близнецы» К. Гольдони) и др.
Кроме того, О. Чудайкина принимала участие в съемках телефильма «Сто процентов надежды» (ГТРК «Самара», режиссер О. Суздальцев).

 
 
 
 

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 203; База данных «Актеры России»  (www.theatreinform.ru/bd/Actor/).

25 ЛЕТ НАЗАД, 11 МАРТА 1987 ГОДА, НА СЦЕНЕ САМАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА ОПЕРЫ В. А. МОЦАРТА «ТАК ПОСТУПАЮТ ВСЕ ЖЕНЩИНЫ, ИЛИ ШКОЛА ВЛЮБЛЕННЫХ»

Либретто Лоренцо да Понте
Русский текст М. Улицкого

Дирижер – В. Невлер
Режиссер – З. Цаликова
Художник – Н. Хохлова

12 МАРТА ИСПОЛНЯЕТСЯ 65 ЛЕТ РУКОВОДИТЕЛЮ ТЕАТРА СКАЗКИ «ВЕСЕЛЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ» САМАРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИЛАРМОНИИ ЮРИЮ ВЛАДИМИРОВИЧУ АЛЕКСАНДРОВУ

Ю. Александров в 1971 году окончил Свердловское театральное училище, затем - режиссерское отделение Куйбышевского государственного института культуры. Работал в театрах Калининграда, Уфы, где в 1974 году создал литературный театр при Союзе Писателей Башкирской ССР. С 1978 года в течение двух десятилетий Ю. Александров – актер Куйбышевского театра драмы. Среди сыгранных ролей: Коммивояжер («Татуированная роза» Т. Уильямса), Японец («Эффект Редькина» А. Козловского), Сандро («Чинарский манифест» А. Чхаидзе) и др. В 1978 году он создает театр сказки при Куйбышевской государственной филармонии. С 1989 года возглавляет театральную студию «Самара», с 1991 года - самарский театр «Арт-антре». Основные режиссёрские работы: спектакли для детей «Остров Тортания», «Просто, да не просто», «Жили-были», «Карусель», «Сокровища Зеленого острова», «Страна Светофория» и для взрослых «О...любовь!», «Мессия XX века».
В 1979 году на сцене Сызранского театра драмы была поставлена пьеса Ю. Александрова «Царь каменное сердце». Кроме того, его пьесы для детей были поставлены в Смоленске и других городах.
В восьмидесятые годы при Куйбышевском Доме актера существовала студия драматургов, инициатором создания которой стал Ю. Александров.

Назад [ 1 ] [ 2 ]
 
 
 
Назад [ 1 ] [ 2 ]

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 44; Сайт Самарской государственной филармонии (http://www.filarm.ru/).

14 МАРТА ИСПОЛНЯЕТСЯ 55 ЛЕТ АРТИСТУ САМАРСКОГО ТЕАТРА ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ «САМАРТ» ЮРИЮ КУЗЬМИЧУ ЗЕМЛЯКОВУ

Ю. Земляков окончил Саратовское театральное училище им. И.А. Слонова (1976) и ГИТИС (1986). В Куйбышевский театр юного зрителя пришел в 1976 году. За 35 лет артист сыграл множество разноплановых ролей, среди которых: Андрей Малахов («Остановите Малахова!» В. Аграновского), Емеля («Емелино счастье» В. Новацкого, Р. Сефа), Жора Ландыс («Завтра была война» Б. Васильева), Волк («Поющий поросенок» С. Козлова), Иван Присыпкин («Clopus normalis» Ю. Михайлова, В. Дашкевича), Ланцелот («Дракон» Е. Шварца), Хасан («Али-Баба и сорок разбойников» В. Смехова), Поп («Поминальная молитва» Г. Горина), Меркуцио («Ромео и Джульетта» У. Шекспира), Гамлет («Гамлет» У. Шекспира), Кот Леопольд («День рождения кота Леопольда» А. Хайта), Вольторе («Вольпоне» Б. Джонсона), Бекингем («Сны Миледи» Ю. Волкова), Голова («Малюнки кузнеца Вакулы, или Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя), Костылев («На дне» М. Горького), Мистер Бентли («Вино из одуванчиков» М. Бартенева, А. Шелыгина), Аллерс («Здесь живут люди» А. Фугарда), Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин («Ревизор» Н. Гоголя), Илья Афанасьевич Шамраев («Чайка» А. Чехова), Чиновник 1 («20:30» В. Леванова) и др. Артист занят в проекте театра «Зримая песня», принимал участие в радиоспектакле театра «Рождественская песнь в прозе» по Ч. Диккенсу (радио «ГТРК-Самара»). Кроме того, снимался в художественных фильмах «Ветер надежды» (режиссер С. Говорухин), «Бубен» (режиссер С. Нестерова), в различных телеспектаклях. В 1993 году по приглашению «Кливленд театр компани» участвовал в спектакле «Кентерберийские рассказы» по Дж. Чосеру (режиссер Э. Рэмсей), показанном в ряде городов Англии. В последнее время Ю. Земляков также играет в нескольких спектаклях театра «Актерский дом»: «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина, «…Забыть Герострата!» Г. Горина, «Дикарь» А. Касоны.

Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Вперед
 
 
 
 
Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Вперед

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 99; Сайт театра «СамАрт» (http://old.samart.ru); База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/).

15 МАРТА 2002 ГОДА, 10 ЛЕТ НАЗАД, В САМАРСКОМ ТЕАТРЕ КУКОЛ СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «ФАРАОН КУЗЯ» А. СТАРОТОРЖСКОГО, Л. ТИТОВОЙ

Режиссер – А. Жерноклев
Художник – Д. Пашкевич
Композитор – Е. Кирпичникова

16 МАРТА ИСПОЛНЯЕТСЯ 60 ЛЕТ ЗАСЛУЖЕННОМУ АРТИСТУ РФ, АРТИСТУ САМАРСКОГО ТЕАТРА КУКОЛ АНАТОЛИЮ СЕРГЕЕВИЧУ ЖЕРНОКЛЕВУ

А. Жерноклев – выпускник отделения «Актер театра кукол» Куйбышевского музыкального училища (1978, педагог Р. Ренц). С 1977 года, еще будучи студентом, стал артистом Куйбышевского театра кукол, в котором и работает по настоящее время. Среди ролей, сыгранных им за 35 лет: Ослик Иа-Иа, Дядя («Винни-пух и все, все, все…» А. Милна), Лонгрен, Летика («Алые паруса» по А. Грину), Король, Людоед («Кот в сапогах» М. Шувалова по Ш. Перро), Медведь, Дед, Волк, Заяц, Лиса («Новые приключения Колобка» Е. Патрик), Медведь («Как Лиса Медведя обманывала» М. Супонина), Волк («Красная Шапочка» Е. Шварца), Леонардо, Клеонта, Мужичок («Любовь к одному апельсину» В. Синакевича), Али-Баба («Али-Баба и сорок разбойников» В. Смехова), Адам («Божественная комедия» И. Штока), Волк («Золотой цыпленок» В. Орлова), Принц эльфов, Колдунья, Жук, Крот («Дюймовочка» по Г.Х. Андерсену), Старик («Сказка о рыбаке и рыбке» по А. Пушкину), 1-й сказочник («Принцесса на горошине» В. Лесового по Г.Х. Андерсену), Папа медведь («Медвежонок Рим-Тим-Ти» Я. Вильковского), Петух («Клочки по закоулочкам» Г. Остера), Гай Монтег («451 по Фаренгейту» И. Тумановской), Волк («Три поросенка» С. Михалкова), Рассказчик («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» по А. Пушкину), Обер-Гоф-Повар, Герцог («Карлик-Нос» В. Гауфа), Куршуд-Бек («Ашик Кериб» Ю. Сидорова по М. Лермонтову) и др.
Является режиссером-постановщиком спектаклей «Фараон Кузя», «Ты для меня».

 
 
 
 

Ист. информации: База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/); Сайт Самарского театра кукол (www.samarapuppet.ru).

17 МАРТА ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ АРТИСТКА ТЕАТРА КУКОЛ НИНА НИКИФОРОВНА ПАНИНА

После окончания в 1978 году Куйбышевского музыкального училища (отделение «Актер театра кукол», педагог Р. Ренц), Н. Панина была принята в труппу Куйбышевского театра кукол. За годы работы в театре ею сыграно более 60-ти ролей, среди которых: Балерина Пит («Солнечный лучик» А. Попеску), Женька («Цветик-семицветик» Р. Качанова, М. Туберовского), Пятачок, Мама («Винни-пух и все, все, все…» А. Милна), Девушка («Принцесса на горошине» В. Лесового по Г.Х. Андерсену), Жирафа («Носорог и Жирафа» Х. Гюнтера), Клариса («451 по Фаренгейту» И. Тумановской), Старуха («Сказка о рыбаке и рыбке» по А. Пушкину), Паша («Морозко» М. Шуринова), Колобок («Новые приключения Колобка» Е. Патрик), Красная Шапочка («Красная Шапочка» Е. Шварца), Пьеро («Приключения Буратино» А. Толстого), Коза («Волк и семеро козлят» Н. Йорданова), Фея («Маленькая фея» В. Рабадана), Мама («Мымренок» В. Афонина), Птица Кола-Кола («Слоненок» по Р. Киплингу) и др. Кроме того, артистка принимала участие в создании мультфильмов на Самарском телевидении: «Лесовой», «Зимняя сказка», «Снеговики» (режиссер В. Спичек).
Продолжительное время Н. Панина являлась уполномоченным СТД в театре. Актриса принимает активное участие в мероприятиях Самарского отделения и Дома актера.

 
 
 
 

Ист. информации: База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/); Сайт Самарского театра кукол (www.samarapuppet.ru).

21 МАРТА ИСПОЛНЯЕТСЯ 90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАРОДНОГО АРТИСТА РСФСР, РЕЖИССЕРА ЯКОВА МАРКОВИЧА КИРЖНЕРА (21.03.1922-19.04.1979)

В 1940 году Я. Киржнер поступил на актерский факультет ГИТИСа. Но учебу прервала Великая Отечественная война, за участие в которой он был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени. Демобилизовавшись по ранению, в 1947 году Я. Киржнер окончил экстерном юридический факультет Ленинградского университета, а в 1952 году — с отличием — режиссерский факультет ЛГИТМиКа. Работал в театрах Молотова, Березняков, Перми, Рязани, Пскова и др. С 1959 по 1966 годы был очередным режиссером Куйбышевского театра драмы, осуществив постановки спектаклей: «Дамоклов меч» Н. Хикмета, «Волки и овцы» А. Островского, «Рядом – человек» В. Молько, «Опаленные жизнью» Дж. Каллегари, «Перед ужином» В. Розова, «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого и др. С 1968 по 1977 годы Я. Киржнер – главный режиссер Омского драматического театра.

Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед
 
 
 
 
Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 211; проект Омского государственного университета «Золотая Маска». Web-сайт Омского академического театра драмы» (http://www.ic.omskreg.ru/drama/info/hist/hregy/kirjner.html).

21 МАРТА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ КУКОЛЬНИКА

Между небом и кукольным племенем
Расстоянье - всего ничего.
И, рожденные будто бы временем,
Все ж они понадежней его.

Что б ни каркали там злопыхатели
О кончине добра и любви,
Даже в бурю его обитатели
Остаются, представьте, людьми.

Булат Окуджава

21 марта отмечается международный день кукольника, который был установлен по инициативе Союза деятелей театра кукол в 2003-м году. При этом возраст самих кукол внушает почтение - они появились в мире тысячелетия назад. О марионетках говорили Платон и Аристотель, о куклах писал Омар Хайям, а по словам Салтыкова-Щедрина, тайна куклы, из всех существующих в мире тайн – самая загадочная.
Идея отмечать во всем мире Международный день кукольника пришла известному деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо (Иран). В 2000 году на XVIII Конгрессе УНИМА в Магдебурге он вынес данное предложение на обсуждение. Но несмотря на то, что дискуссия о месте и времени проведения этого праздника была очень оживленной, этот вопрос так и не был решен. Только лишь через два года, на заседании Международного Совета УНИМА, дата празднования была определена. Президент УНИМА Маргарета Никулеску обратилась ко всем деятелям театра кукол с призывом превратить день 21 марта в захватывающий ритуал во славу кукольного театра: «Пусть в этот день играют кукольные спектакли, проводят дискуссии, устраивают встречи, пусть объединяются все профессионалы и любители одного из древнейших видов искусства – театра кукол! Пусть все окажутся участниками нашего праздника!»

В Самарской области работают два профессиональных театра кукол. Это Самарский областной театр кукол и Тольяттинский муниципальный театр кукол «Пилигрим».

Самарский театр был образован в 1932 году силами пяти энтузиастов-кукольников: Н. Петрова, А. Архангельского, Е. Бирюкова, А. Лоцманова, объединенных А. Лоцмановым. В 1934 году первым художественным руководителем театра стала Т.Г. Каракозова, ученица известного кукольника Е. Деммени. Начали ставить ставшие в настоящее время классикой пьесы: «По щучьему велению» Е. Тараковской, «Красная шапочка» Е. Шварца, «Озорной гусенок» Н. Гернет, «Маугли» Р. Киплинга и др.

В 1971 году главным режиссером театра становится Р. Б. Ренц. Он, помимо постановок для детей, изобретательно решает спектакли для взрослых («Механические псы» (инсценировка И. Тумановской по Р. Бредбери) и др. В 1989 году театр возглавил В. И. Куприн. Появились новые интересные спектакли «Ура! Австралия», «Белоснежка и семь гномов» и др. В 2008-2011 годах главным режиссером был В.А. Гусаров. Им созданы спектакли «Слоненок» по Р. Киплингу, «Каштанка» по А. Чехову, «Ашик-Кериб» по М. Лермонтову и др. Последние премьеры театра – спектакли «Крошка Енот» Л. Муур, «По щучьему велению» Б. Сударушкина, «Аленький цветочек» по С. Аксакову. За все время в театре было поставлено около 300 спектаклей, которые посмотрели порядка 15 млн. зрителей. На сегодняшний день в репертуаре театра – около 36 спектаклей.
Самарский театр кукол является организатором Фестиваля национальных театров кукол «Радуга», в котором принимают участие национальные театры не только из России, но и из-за рубежа.

Тольяттинский театр открылся 25 октября 1973 благодаря инициативе Р.Б. Ренца. Это он пригласил в труппу театра чету З. и С. Ураловых, Н. Никулину, Л. Дементьеву, Т. Гипикову и др. Первый спектакль, который был поставлен на подмостках театра - "Ты – для меня" Г. Сапгира. В то время театр располагался в небольшом здании, где были его цеха и небольшой репетиционный зал. Своей стационарной сцены у театра не было.

С приходом в 1980-х гг. А. И. Розенгартена началась новая эпоха в истории тольяттинских кукольников. В 1983 году в честь 10-летия театра кукол и по ходатайству народного артиста СССР С.В. Образцова город выделил ему здание на Площади Свободы, 2. В репертуаре появились такие спектакли, как «Былина о солдате» А. Твардовского, «Пушок-волшебник» И. Попеску, «Привидения старой мельницы» Ю. Фридмана, «Лиса, заяц и петух» Г. Ландау и другие. Театр много гастролировал по стране: Бухара, Самарканд, Москва, Пенза, Самара, Нижний Новгород, Ульяновск, Волгоград и другие города принимали у себя кукольников из Тольятти. И везде гастроли проходили с большим успехом у маленьких зрителей. В 1996 году главным режиссером театра стала И. Прянишникова, поставившая спектакли «Золотая, голубая, серебристая» и «Джек-Великан». Спектакли, созданные в Тольяттинском театре кукол, удостаивались похвал критиков и любви зрителей и становились лауреатами фестивалей. В мае 2010 года в парковой зоне театра кукол открылся «Театральный сад» (площадной проект), где проводятся различные общегородские мероприятия. Уютная и тёплая атмосфера «Театрального сада» пришлась по душе тольяттинцам – и детям, и взрослым. Текущий репертуар театра: «Ищи ветра в поле» В. Лифшица, «Потешки» Н. Гернет, «Петушок и подсолнух» К. Мешкова, «Бука» М. Супонина, «Кот в сапогах» Н. Шувалова, «Непоседы» М. Поливановой, «Гуси-лебеди» Я. Малика, «Джек-великан» (по мотивам английской народной сказки) и др.
С 2011 года художественным руководителем и главным режиссёром театра стал А. Уставщиков. Зрители уже смогли посмотреть его первую постановку по его оригинальной пьесе - «Фиалка и Кактус», затем появились спектакли «Потерявшиеся платочки» В. Костина, А. Уставщикова, новогодняя интермедия «Королевство мыльных пузырей», а также «Красная Шапочка» Е. Шварца в постановке И. Прянишниковой и др.
Прошло 38 лет со дня основания театра «Пилигрим» и в его репертуаре уже 105 спектаклей.

Ист. информации: Молько В. Кукольники самарские и тольяттинские / В. Молько // Волжская коммуна (Окна).-1998.-24 апреля; материалы Интернет-ресурсов: www.calend.ru; http://vsemura.ru/mezhdunarodniy-den-kukolnika; http://www.samarapuppet.ru/; http://www.tlteatrkukol.ru/.

10 ЛЕТ НАЗАД, 23 МАРТА 2002 ГОДА, НА СЦЕНЕ САМАРСКОГО ТЕАТРА ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ «САМАРТ» СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «ТУК-ТУК! КТО ТАМ?» ПО ПЬЕСЕ М. БАРТЕНЕВА

Режиссер-постановщик – В. Куприн
Художник-постановщик – Л. Борисовская
Композиторы – А. Пантыкин, М. Мягкова
Балетмейстер – И. Катков
Хормейстер – Н. Герасимова

25 ЛЕТ НАЗАД, 24 МАРТА 1987 ГОДА, В САМАРСКОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ДРАМЫ ИМ. М. ГОРЬКОГО СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «СМЕХ ЛАНГУСТЫ» ПО ПЬЕСЕ Д. МАРРЕЛА

Авторизованный перевод М. Левиной, А. Рейжевского
Постановка народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР П. Монастырского
Художник – Н. Богачева
Музыкальное оформление заслуженного деятеля искусств РСФСР М. Левянта
Балетмейстер – заслуженный артист РСФСР В. Сергеев
Художник по костюмам – заслуженный работник культуры РСФСР Н. Калинина

25 МАРТА ДЕНЬ РАБОТНИКА КУЛЬТУРЫ

Президент России Владимир Путин подписал 28 августа 2007 года указ о «Дне работника культуры». Решено отмечать его ежегодно 25 марта во всей стране. Об инициативе учреждения такого профессионального праздника весной 2007 года говорил министр культуры РФ Александр Соколов. Тогда министр пояснил, что выбор даты был обусловлен наличием в нескольких регионах собственного дня работника культуры, а также необходимостью «развести эту дату с другими профессиональными праздниками».

В России уже существуют такие профессиональные праздники, как День охраны памятников, День музеев, День театра, День печати, День кино, День библиотек.
В этот день профессиональный праздник отмечают хранители и создатели культуры – сотрудники музеев и библиотек, деятели театров и концертных организаций, специалисты домов культуры, городских и деревенских клубов, коллективы художественной самодеятельности.

Ист. информации: Интернет-ресурс www.calend.ru.

25 МАРТА ИСПОЛНЯЕТСЯ 100 ЛЕТ СО ДНЯ ХУДОЖНИКА-ГРИМЕРА САМАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ. М. ГОРЬКОГО ВИКТОРА ПОЛИКАРПОВИЧА ЛУЧИХИНА (25.03.1912-?)

27 МАРТА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА

Международный День театра установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра (МИТ). Деятельность организации, согласно ее уставу, должна быть направлена на «укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех деятелей мира». Членом МИТа Советский Союз стал еще в 1959 году. С 1961 года СССР, а затем Россия – постоянный член исполнительного комитета МИТа. Международный день театра отмечается 27 марта. Это не просто профессиональный праздник мастеров сцены, это праздник миллионов зрителей.

Самарская область всегда славилась своими театральными традициями. Сегодня здесь работает множество разнообразных и интересных театральных коллективов. Это, прежде всего, профессиональные театры: Самарский академический театр драмы им. М. Горького, Самарский академический театр оперы и балета, Самарский театр юного зрителя «СамАрт», Самарский областной театр кукол, Самарский муниципальный театр «Камерная сцена», Самарский муниципальный театр «Самарская площадь», Самарский муниципальный театр «Витражи», Тольяттинский драматический театр «Колесо» им. народного артиста России Г.Б. Дроздова, Тольяттинский молодежный драматический театр, Тольяттинский театр кукол «Пилигрим», Сызранский муниципальный драматический театр имени А.Н. Толстого. Шестой сезон существует театр «Актерский дом» при Самарском отделении СТД, объединяющий в своих спектаклях артистов разных театров. По-прежнему сохраняются традиции самодеятельного театрального творчества. Среди любительских театров наиболее известен театр-студия «Сад» (г. Похвистнево), интересно работают новокуйбышевские театры-студии «Грань» и «Время тайн», тольяттинский «Дилижанс» и др. От профессиональных театров, постоянно принимающих участие в различных всероссийских и международных фестивалях, не отстают и любительские коллективы: например, на базе театра-студии «Сад» прошло уже несколько всероссийских фестивалей театров малых городов России «Ваш выход!», а в сентябре 2011 года самарский театр-студия «Пластилиновый дождь» выступил вдохновителем и организатором первого фестиваля уличных театров. В области ведется постоянная работа по театральному просвещению. В школах и вузах создаются театральные коллективы, к руководству которыми привлекаются профессионалы. В самарском Доме актера действует проект «Театральный университет», на занятиях которого молодым людям рассказывается о различных театральных профессиях, проводятся мастер-классы.

Ист. информации: Интернет-ресурс www.calend.ru.

28 МАРТА ИСПОЛНЯЕТСЯ 60 ЛЕТ ЗАСЛУЖЕННОМУ АРТИСТУ РФ, АРТИСТУ АКАДЕМИЧЕСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА САМАРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИЛАРМОНИИ (СКРИПКА) АЛЕКСАНДРУ ВАСИЛЬЕВИЧУ ИВАНОВУ

В 1971 году А. Иванов окончил Московское музыкальное училище им. Гнесиных (класс С. Кунакова). Учась в Московской консерватории (1971-1976 годы, класс профессора С. Снитковского), работал в оркестре Большого театра. С 1976 года А. Иванов – артист оркестра Куйбышевской филармонии. За это время он как солист участвовал в камерных и симфонических концертах с оркестром Самарской филармонии, в составе семейного дуэта (с супругой О. Ивановой), а затем – и трио (с супругой и дочерью Марией). В репертуаре Иванова – произведения И.-С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, С. Франка, И. Брамса, Я. Сибелиуса, П. Хиндемита, Д. Шостаковича и др. Творческие потребности музыканта не ограничиваются только работой в оркестре. Он был художественным руководителем, а впоследствии участником ансамбля «Алия», неоднократно принимал участие в различных концертах в Доме актера, занимается педагогической деятельностью.

Назад [ 1 ] [ 2 ]
 
 
Назад [ 1 ] [ 2 ]

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 118.