|
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. 2011 год Юбилеи: люди, даты, события...
2 января юбилей у Натальи Николаевны Соколовой, заведующей методическим отделом Самарского отделения СТД.
Н. Соколова – выпускница Куйбышевского государственного педагогического института. Много лет занималась педагогической деятельностью. В 2001 году пришла в Самарское отделение консультантом, а с 2007 года стала заведующей методическим отделом. При ее участии в Доме актера проводятся различные творческие вечера, вечера памяти самарских артистов, встречи ветеранов сцены, благотворительные акции и другие мероприятия. В течение нескольких лет работал организованный ею клуб любителей театра «Очарованный зритель», в рамках которого проходили просмотры и обсуждения театральных спектаклей и встречи с творческими работниками. В 2010 году под руководством Н. Соколовой начал свою работу литературно-музыкальный клуб «Ретро» для ветеранов сцены и ветеранов города.
5 января отмечает юбилей доктор филологических наук, профессор Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, театральный критик, член секции критики Самарского отделения Ольга Валентиновна Журчева.
О. Журчева - выпускница филологического факультета Куйбышевского государственного университета. Там же под руководством профессора Л. А. Финка закончила аспирантуру, получив степень кандидата филологических наук, а затем защитила и докторскую диссертацию по теме «Формы выражения авторского сознания в русской драме ХХ века» (научный консультант профессор С.А. Голубков). Автор более 50-ти научных публикаций по истории драмы и театра, теории и истории фольклора, литературе русского зарубежья, а также многих театральных рецензий в местных и центральных изданиях. О. Журчева активно участвует в театральной жизни Самары и Самарской области, является членом жюри губернского профессионального конкурса «Самарская театральная муза».
Публикации: Жанровые и стилевые тенденции в драматургии ХХ века: Учебное пособие.- Самара: Изд-во СГПУ, 2001; Образы времени и пространства как средство выражения авторского сознания в драматургии М. Горького.- Самара: Изд-во СГПУ, 2003; Устное народное творчество: Учебно-методическое пособие.- Самара: Изд-во СГПУ, 2005; Петр Монастырский и другие: Альбом.- Самара: ООО «Офорт», 2005; Автор в драме: Формы выражения авторского сознания в русской драме ХХ века.- Самара: Изд-во СГПУ, 2007; Журчева О. Природа конфликта в новейшей драме… / О. Журчева // Современная драматургия.- 2010.- № 4.- С. 195-199.
9 января исполняется 80 лет со дня рождения дирижера, хормейстера, педагога, художественного руководителя и директора Самарской государственной филармонии Гилария Валерьевича Беляева (1931-2005).
После окончания в 1955 году Московской консерватории Г. Беляев начал свой творческий путь с Ансамбля песни и пляски Северной группы войск СССР в Польше, став главным хормейстером и дирижером. С 1960 по 1973 годы он - дирижер Куйбышевского театра оперы и балета. Работал над спектаклями «Лебединое озеро» и «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Спартак» А. Хачатуряна, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Дон Кихот» Л. Минкуса и др. Почти все балетные спектакли были созданы Г. Беляевым в содружестве с балетмейстером Н. Даниловой. В 1984 году Г. Беляев был назначен директором и художественным руководителем Куйбышевской государственной филармонии и прослужил здесь до последнего своего дня. Возглавив филармонию, Г. Беляев вернулся к дирижированию. В качестве дирижера, режиссера, пианиста, хормейстера Г. Беляев побывал в Румынии, Болгарии, Югославии, Финляндии, Чехословакии, Германии, Северной Корее, Афганистане. В конце 1990-х годов Беляев создал Губернский камерный оркестр «Симфониетта», для которого написал переложения сочинений мастеров разных эпох и стилей: Бортнянского и Штрауса, Шостаковича и Альбинони, Баха и Рахманинова. Несколько лет Г. Беляев преподавал в высшем институте искусств в Гаване (Куба). Параллельно – хор Гаванского музучилища, хор Центрального телевидения и национальный хор Кубы, записи на радио. В Большом театре Гаваны поставил оперы «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти и «Риголетто» Дж. Верди
Не оставлял Г. Беляев педагогическую деятельность и в Самаре: более 20 лет занимался с хором гимназии № 11, как дирижер и режиссер-постановщик руководил детским фестивалем «Серебряный микрофон», конкурсами детских хоровых коллективов и др.
Решением Самарской Городской Думы в 2007 году детской музыкальной школе № 9 было присвоено имя Гилария Беляева. В одном из классов здесь находится музей Гилария Валерьевича Беляева.
Г. Беляев был частым и желанным гостем в Доме актера, активно участвуя в проходивших в нем вечерах, концертах и капустниках.
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 4 ]
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 4 ]
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 993.- С. 118-119; Игнашов А. Тот самый Гиларий / А. Игнашов // Самарские судьбы.- 2010.- № 10.- С. 32-47.
10 января исполняется 90 лет со дня рождения Александра Александровича Келла, театрального художника (1921-1998).
Еще будучи студентом, А. Келл занимался в студии народного художника СССР Н.М. Ромадина. Был участником Великой Отечественной войны. В 1947-1952 годах занимался в художественной студии Г.П. Подбельского. До 1961 года работал театральным художником и играл в спектаклях Куйбышевского театра драмы. В 1961-1982 годах – театральный художник в различных городах бывшего СССР. С 1982 года снова в Самаре. В этом же году в Доме актера состоялась персональная выставка работ А. Келла, среди которых значительное место занимали волжские пейзажи.
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Ист. информации.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 203.
11 января исполняется 100 лет со дня рождения народного художника РСФСР, театрального художника Александра Павловича Васильева (1911-1990).
А. Васильев родом из Самары. После окончания в 1930 году Московского изотехникума памяти 1905 года, получив специальность художника-декоратора, работал в театрах Читы, Владивостока, Ростова-на-Дону, Архангельска, Новосибирска, Кирова и других городов. В Москве оформлял спектакли ГИТИСа, театров рабочей молодежи и Пролеткульта. В годы Великой Отечественной войны А. Васильев – главный художник фронтовых театров ВТО. После войны он был приглашен в Оперно-драматическую студию имени К.С. Станиславского, был автором сценографии спектаклей в Московском Художественном театре, Малом театре, Театре имени Вл. Маяковского, Театре имени Ленинского комсомола, Театре имени М.Н. Ермоловой. Большинство наиболее значительных своих работ Васильев осуществил на сцене Театра имени Моссовета в 1950-1970-х годах. В 1932-1933 годах А. Васильевым были оформлены спектакли Самарского краевого драматического театра «Мстислав Удалой» по пьесе И. Прута и «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина, в которых он разрабатывал приемы театральной машинерии, а также «Правда – хорошо, а счастье лучше» А. Островского, где он впервые выступил в качестве живописца. Это была пора счастливой творческой юности художника. В городе оказалась группа замечательных ленинградских актеров – молодые Н. Симонов, Ю. Толубеев, В. Меркурьев и другие. Они приехали, чтобы создать новый театр. Руководил коллективом талантливый режиссер Н. Холмогоров. Рядом с Васильевым трудился его товарищ – художник Н. Сосунов. В 1976 году в Куйбышеве состоялась выставка художников-земляков, в которой А. Васильев принял участие. В 1997 году супруга художника Татьяна Ильинична и сын, историк моды Александр Васильев, передали в дар Самарскому художественному музею часть их семейной коллекции, на основе которой был создан фонд «Музея-квартиры Васильевых». Сейчас в нем насчитывается свыше 1200 экспонатов, посвященных семье Васильевых, а также работы, связанные с театральной жизнью Самары.
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 194; Березкин В. Творчество А. Васильева / В. Березкин.- М., 1979.- 208 с.: ил.; «Семья Васильевых в Самаре. ХХ век» (www.internetelite.ru/moda/Pressa/kniga5.php).
13 января исполняется 115 лет со дня рождения артиста оперы (лирико-драматический тенор), народного артиста РСФСР Николая Константиновича Печковского (1896-1966).
Н. Печковский – ученик известного русского оперного певца Л.Д. Донского. С 1918 года выступал на оперных сценах Москвы и Ленинграда. В 1921 году состоялась его встреча с К.С. Станиславским, который оказал большое влияние на формирование у Печковского принципов создания оперного образа. Обладая превосходным драматическим тенором и ярким сценическим дарованием, певец вскоре завоевывает видное положение на сцене Большого театра, а в 1924 году Н.К. Печковский переезжает в Ленинград и становится солистом Ленинградского театра имени С.М. Кирова, где проработал вплоть до 1941 года. Среди исполненных им партий: Герман «Пиковая дама» П. Чайковского), Отелло («Отелло» Дж. Верди), Радамес («Аида» Дж. Верди), Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Ленский («Евгений Онегин» П. Чайковского), Альфред («Травиата» Дж. Верди). Образ Отелло, одна из самых сложных партий тенорового репертуара, явился вершиной вокально-сценического мастерства Печковского. В постановке "Отелло" на сцене Театра имени Кирова Н. Печковский впервые попробовал свои силы и как режиссер. Выступал в концертах, был известным исполнителем романсов П. Чайковского. В Куйбышев Н. Печковский приезжал в 1955 году, дав сольный концерт в филармонии, а также выступив в спектаклях Куйбышевского театра оперы и балета «Пиковая дама» и «Травиата».
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-Р / Гл. ред. и сост. С.М. Лейбград; ред. И.В. Шелехова.- Самара, 1995.- С. 297; Музыкальная энциклопедия: т. 2 / Гл. ред. Ю.В. Келдыш.- М., 1974.- С. 291; http://sosudin.narod.ru/pec.htm; Ширинский Н.А. «Гори, сияй, моя звезда!»: о видном русском оперном певце Николае Константиновиче Печковском (http://www.mosjour.ru/)
13 января юбилей заслуженной артистки РФ, ветерана сцены Любови Алексеевны Альбицкой.
Окончив в 1966 году студию при Куйбышевском театре драмы, Л. Альбицкая год проработала в Ульяновском театре драмы. Ее первая роль - Королева в спектакле по пьесе «Немой рыцарь» Е. Хелтаи. С 1967 по 1991 годы она одна из ведущих актрис Куйбышевского театра драмы. В ее творческом багаже образы классические и современные, драматические и комедийные, психологические и острохарактерные. Среди сыгранных на его сцене ролей: Инга («Соловьиная ночь» В. Ежова), Клеопатра («Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу), Офелия («Гамлет» В. Шекспира), Соня («Дядя Ваня» А. Чехова), Дорина («Тартюф» Ж.-Б. Мольера), Клеопатра («Игра теней» Ю. Эдлиса), Линда («Гостиница «Астория» А. Штейна), Беатриче («Любовь, джаз и черт» Ю. Грушаса), Машка («Левша» В. Константинова, Б. Рацера), Калерия («Дачники» М. Горького), Ирина («Три сестры» А. Чехова), Лючия («Тогда в Севилье» С. Алешина), Донья Анхела («Дама-невидимка» П. Кальдерона) и другие. Ее талант был замечен известным советским кинорежиссером Ю. Райзманом, снявшим Л. Альбицкую в своей картине «Визит вежливости». Вскоре она снялась еще в одном фильме «Красная скрипка» К. Кийска, где сыграла одну из главных ролей. В 90-е годы на сцене театра «СамАрт» Л. Альбицкая сыграла Мадам Розпетл в спектакле по пьесе А. Копита «Папа, папа, бедный папа!..», Юлию («Ромул Великий» Ф. Дюрренматта), Кормилицу («Ромео и Джульетта» В. Шекспира), Голду («Поминальная молитва» Г. Горина). Многие годы связывают Л. Альбицкую с Самарским отделением СТД и Домом актера, где помимо участия в различных мероприятиях и вечерах она сыграла в спектаклях: «Голос человеческий» Ж. Кокто, «День рождения Смирновой» Л. Петрушевской, «Я стою у ресторана…» Э. Радзинского, «Я жду тебя, любимый!» Д. Фо, «Старая зайчиха» Н. Коляды, специально поставленных на сцене Дома актера
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Вперед>>
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Вперед>>
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 53; Шебуев Г. Здесь они играют вместе / Г. Шебуев // Театральная жизнь.- 1969.- № 1; Райзман Ю. Любовь Альбицкая / Ю. Райзман // Экран, 1972-1973 / Сост. С. Черток.- М.: Искусство, 1974.- С. 92-93; Тумановская И. Школа жизни: творческий портрет заслуженной артистки РСФСР Л. Альбицкой / И. Тумановская // Волжская коммуна.- 1986.- 6 декабря.- С. 3; Костин Г. С надеждой и любовью / Г. Костин // Культура.- 1992.- № 38.- С. 9; Иванов В. В родных пенатах / В. Иванов // Окна.- 2001.- № 1.- С.3; Хмельницкий Ю. Любовь Альбицкая – актриса и политик / Ю. Хмельницкий // Босс.- 2004.- № 2.- С. 177-179.
16 января исполняется 135 лет со дня рождения заслуженного артиста РСФСР Иосифа Михайловича Лапицкого, оперного и драматического режиссера, музыкально-общественного деятеля (1876-1944).
Театральную деятельность И. Лапицкий начал как актер. По совету К.С. Станиславского обратился к режиссуре. В 1903-1906 гг. работал в антрепризе М. Кожевникова (дававшей спектакли в Московском оперном театре Солодовникова). В 1906-1908 гг. в Большом театре осуществил первую постановку в Москве оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова. В 1908-1912 гг. Лапицкий – режиссер Петербургского народного дома. В 1912 году основал в Петербурге театр музыкальной драмы, где проработал до 1919 года. Среди наиболее значительных постановок в этом театре: оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера, «Кармен» Ж. Бизе. В послереволюционные годы И. Лапицкий работал управляющим оперной труппой ленинградских оперных театров (здесь осуществил в 1924 году в Мариинском театре первую русскую постановку «Саломеи» Р. Штрауса и др.), в 1924-1925 гг. и в 1928 году был режиссером Большого театра.
В сезоне 1909-1910 годов работал в одной из самарских антреприз. Лапицкий был одним из организаторов Самарского оперного театра. 1 июня 1931 года спектаклем «Борис Годунов» М. Мусоргского в постановке И. Лапицкого открылась Средневолжская краевая опера (дирижер А. Эйхенвальд).
Кроме того, И. Лапицкий был одним из организаторов Киевского (1926 год) и Донецкого (1941 год) оперных театров. Он принадлежал к тем театральным деятелям, которые практически много сделали для обновления и творческого развития оперных традиций.
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 356; Куйбышевский оперный: Страницы истории Куйбышевского театра оперы и балета / Сост. В.И. Жданова, Л.Е. Гольдштейн.- Куйбышев, 1981.- 288 с.; Цодоков Е. Опера: энциклопедический словарь.- М.: Композитор, 1999-. С. 201-202; Музыкальная энциклопедия: Т. 3.- М., 1976.- С. 159.
30 лет назад, 31 января 1981 года, в Куйбышевском академическом театре оперы и балета состоялась премьера оперы С. Слонимского «Мария Стюарт».
Музыкальный руководитель и дирижер – заслуженный деятель искусств РСФСР Л. Оссовский Режиссер-постановщик – О. Иванова Дирижер В. Беляков Художник – С. Бархин Балетмейстер – Д. Тхоржевский Хормейстер – В. Навротская Ассистент режиссера – заслуженный артист РСФСР В. Капишников
|
|