|
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ.
Юбилеи: люди, даты, события …
1 мая юбилей у пианистки, педагога, ветерана сцены Натальи Николаевны Зиньковской.
В 1974 году, по окончании Музыкально-педагогического института им. Гнесиных, Наталья Зиньковская стала концертмейстером Куйбышевского театра оперы и балета. Затем работала в Новосибирской консерватории, занималась преподавательской деятельностью, выступала с сольными программами и в программах ансамбля старинной музыки. До сих пор принимает участие в вечерах и концертах на сцене самарского Дома актера.
Встреча со строителями пусковых объектов. Дом актера. 23 января 1981 г. Слева направо: В. Сергеев, В. Волкодаева, Н. Зиньковская
Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 103.
4 мая отмечает юбилей Надежда Кирилловна Постольная (Зябликова), режиссер, ветеран сцены.
Окончила Театральное училище имени Б.В. Щукина (вуз). В 1973-74 и в 1980-1988 гг. возглавляла куйбышевский Дом актера. Затем была заместителем директора театра оперы и балета, руководителем народного театра Окружного Дома офицеров, преподавала в Университете Наяновой.
С Н. Демарским.
Дом актера. 1982 г.
На одной из творческих встреч. Дом актера. 1985 г.
На вечере, посвященном
25-летию Дома актера.
1998 г.
|
|
Лит.: Наш Союз: 95 лет Самарскому отделению Союза театральных деятелей России / Ред. Т. Журчева; дизайн Ю. Бондаренко; авт. текста Т. Журчева, С. Хумарьян.- Самара, 2009.- 80 с., ил.
5 мая исполняется 50 лет заслуженному артисту РФ, солисту оперы (лирико-драматический тенор) Сергею Юрьевичу Шамшину.
После окончания Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова (класс заслуженной артистки РФ А.А. Шевелевой) в 1991 году Сергей Шамшин стал солистом Самарского театра оперы и балета.Им спето более 750 спектаклей на самарской сцене, в его репертуаре более 50 партий. Среди них: Альфред («Летучая мышь» И. Штрауса), Альфред Жермон («Травиата» Дж. Верди), Пигмалион («Прекрасная Галатея» Ф. Зуппе), Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Герман («Пиковая дама» П. Чайковского), Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини), Канио(«Паяцы» Р. Леонкавалло), Радамес («Аида» Дж. Верди), Манрико («Трубадур» Дж. Верди), Княжич Юрий («Чародейка» П. Чайковского) и др. Кроме артистической, С. Шамшин ведет активную общественную деятельность, являясь членом правления Самарского отделения СТД.
«Гамлет» С. Слонимского.
С Н. Ильвес
«Евгений Онегин»
П. Чайковского.
С В. Святкиным и
Т. Кассаевой
«Веселая вдова»
Ф. Легара
С Е. Теняковой
Вечер, посвященный
50-летию Победы.
Дом актера. 1995 г.
|
|
Лит.: Воеводина Е. Сергей Юрьевич Шамшин / Е. Воеводина // История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2006.- С. 424-427; Самарский академический театр оперы и балета: 75 лет / Сост. Е. Воеводина.- Самара, 2006.- 72 с., ил.; Наш Союз: 95 лет Самарскому отделению Союза театральных деятелей России / Ред. Т. Журчева; дизайн Ю. Бондаренко; авт. текста Т. Журчева, С. Хумарьян.- Самара, 2009.- 80 с., ил.
8 мая исполняется 110 лет со дня рождения народной артистки РСФСР Зои Константиновны Чекмасовой (8.05.1900-11.01.2007).
В 1921 году З. Чекмасова окончила Одесскую театральную студию, затем работала в Киевском русском драматическом театре, Воронежском театре драмы. В 1935 г. З. Чекмасова вместе с мужем Г. Шебуевым приехала в Куйбышев. Дебютировав на сцене Куйбышевского театра драмы в роли Екатерины в спектакле «Петр I» А.Н. Толстого, она на протяжении 30 лет была ведущей артисткой театра. Среди наиболее ярких сценических образов, созданных Зоей Чекмасовой: Джульетта («Ромео и Джульетта» В. Шекспира), Надежда Монахова («Варвары» М. Горького), Софья («Зыковы» М. Горького), Полина Бардина («Враги» М. Горького), Лидия Чебоксарова («Бешеные деньги» А. Островского), Глафира (Волки и овцы» А. Островского), Королева Анна («Стакан воды» Э. Скриба), Нора («Нора» Г. Ибсена), Диана («Собака на сене» Лопе де Вега), Полина Андреевна («Чайка» А. Чехова) и многие другие.
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Вперед>>
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Вперед>>
Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 182-184; Финк Л. Актеры нашего театра: этюды и характеристики / Л. Финк.- Куйбышев, 1962.- С. 35-44; Финк Л. При свете рампы: очерки и творческие портреты / Л. Финк.- Куйбышев, 1980.- С. 83-101; Игнашов А. Актерское счастье: Георгий Шебуев, Зоя Чекмасова / Александр Игнашов // Самарские судьбы.- 2008.- № 11.- С. 38-53.
9 мая 1980 года, 30 лет назад состоялась премьера оперы М. Глинки «Иван Сусанин» на сцене Куйбышевского театра оперы и балета.
Музыкальный руководитель и дирижер – заслуженный деятель искусств РСФСР Л. Оссовский Режиссер-постановщик – заслуженный артист РСФСР Г. Панков Художник – М. Мурзин Дирижер – В. Невлер Хормейстер – В. Навротская Постановка танцев народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР Р. Захарова Балетмейстер – С. Кауфман
15 мая исполняется 85 лет со дня рождения композитора, народного артиста СССР,лауреата Государственной премии СССР Андрея Яковлевича Эшпая.
В 1953 году А. Эшпай окончил Московскую консерваторию по классу композиции Е.К. Голубева. Уже в 60-х годах он снискал известность как автор крупных симфонических сочинений, инструментальных концертов и вместе с тем лирических песен, получивших широкую популярность у слушателей. В середине 70-х годов А. Эшпай впервые обратился к балетному жанру, избрав в качестве литературной основы своего произведения широкоизвестную пьесу А. Арбузова «Иркутская история». Балет «Ангара» был поставлен на сцене Большого театра Ю.Н. Григоровичем; премьера состоялась 30 апреля 1976 года. Творческая судьба А. Эшпая довольно тесно связана с Куйбышевым. Авторские концерты композитора проходили в рамках фестиваля симфонической музыки (20 сентября 1969 г.), Дней музыки композиторов России (21 февраля 1971 г.), фестиваля, посвященного 70-летию Д.Д. Шостаковича (3 октября 1976 г.) и др. В феврале 1971 г. творческая встреча с Эшпаем состоялась в музыкальном училище. На сцене Куйбышевского театра оперы и балета балетмейстером И.А. Чернышевым были поставлены балеты А. Эшпая «Ангара» (1977) и «Помните!» (1981 г., впервые в стране). Композитор присутствовал на премьерах, а также на гастрольных спектаклях Куйбышевского театра в Москве в 1981 г.
В. Пономаренко, Г. Акаченок
Е. Брижинская, С. Воробьев
Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 276-277; Русский балет: энциклопедия .- М., 1997.- С. 525; Богданова А. Андрей Эшпай / А. Богданова.- 2-е изд., перераб. и доп..- М.: Сов. композитор, 1986.- 143 с. Новоселова Л. Творчество А. Эшпая / Л. Новоселова.- М.: Сов. композитор, 1981.- 144 с.; Андрей Эшпай: Беседы, статьи, материалы, очерки / Сост. и науч. ред. Е. Гульянц.- М.: Сов. композитор, 1988.- 311 с.; Советские балеты: Краткое содержание / Сост. А.М. Гольцман; общ. ред. С.В. Авсюка.- М.: Сов. композитор, 1985.- С. 169-170.
15 мая отмечает юбилей артистка хора Самарского академического театра оперы и балета Тамара Яковлевна Иванова.
«Царская невеста»
Н. Римского-Корсакова.
Сцена из спектакля.
Т. Иванова третья справа
24 мая юбилей Любови Ивановны Ковыршиной, актрисы Самарского театра юного зрителя «СамАрт».
Л. Ковыршина, выпускница Иркутского театрального училища, с 1978 года работает в театре «СамАрт». За 30 с лишним лет ею сыграно немало разнообразных ролей. Среди них: Леля («Город на заре» А.Арбузова), Натка («Ночь после выпуска» В. Тендрякова), Гиго («Похождения храброго Кикилы» Г. Нахуцришвили, В. Гамрекели), Тоня («Квадратура круга» В. Катаева), Кадри («Ужин на пятерых» Э. Ветемаа), Полякова («Завтра была война» Б.Васильева), Фрекен Розенблюм (Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен), Кэт («Сотворившая чудо» У. Гибсона), Голда («Поминальная молитва» Г. Горина), Леди Монтекки («Ромео и Джульетта» У. Шекспира), Софья («Невольницы» А. Островского), Прабабушка («Вино из одуванчиков» М. Бартенева и А. Шелыгина) и многие другие. Л. Ковыршина – участница многих вечеров и капустников, проходящих на сцене Дома актера.
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Вперед>>
«Город на заре» А. Арбузова.
Ю. Тишкин, Л. Ковыршина, С. Соколов
«Ночь после выпуска»
В. Тендрякова
А. Митряев, Л. Ковыршина
|
|
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Вперед>>
Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / Отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 237.
27 мая исполняется 115 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Михаила Васильевича Аренского (27.05.1895-1980)
С 1936 г. Аренский – артист Куйбышевского театра драмы. Среди ролей, созданных им за годы артистической деятельности: Кречинский («Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина), Кнуров («Бесприданница» А. Островского), король Филипп («Дон Карлос» Ф. Шиллера), Король Лир («Король Лир» У. Шекспира), Кавалер («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони), Макферсен («Русский вопрос» К. Симонова), Черногубов («Персональное дело» А. Штейна) и др. Кроме того, М. Аренский был режиссером спектакля «Чужая тень» К. Симонова (постановщик – М. Гершт), снимался в фильме Куйбышевской студии телевидения «Старик в потертой шинели». Особое внимание актер уделял работе с самодеятельными артистами города. В 1942-1948 гг. М. Аренский руководил любительским театром клуба имени Дзержинского. Наиболее значительные работы: Женитьба Белугина» и «Доходное место» А. Островского, «Касатка» А. Толстого, «Тартюф» и др.
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Вперед>>
«Свадьба Кречинского»
А. Сухово-Кобылина
|
|
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Вперед>>
Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 215; Театральная энциклопедия: Т 1 / Гл. ред. С. Мокульский.- М., 1961.- С. 271; Шебуев Г. Актерское счастье.- Куйбышев, 1964.
27 мая Всероссийский день библиотек
Всероссийский день библиотек по праву является и профессиональным праздником российских библиотекарей — Днем библиотекаря. Этот профессиональный праздник установлен Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина № 539 от 27 мая 1995 года «Об установлении общероссийского дня библиотек».
В Указе говорится: «Учитывая большой вклад российских библиотек в развитие отечественного просвещения, науки и культуры и необходимость дальнейшего повышения их роли в жизни общества, постановляю:
1. Установить общероссийский День библиотек и отмечать его 27 мая, приурочив эту дату ко дню основания в 1795 году первой государственной общедоступной библиотеки России — Императорской публичной библиотеки, ныне Российской национальной библиотеки.
2. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендовать проведение в рамках Дня библиотек мероприятий, направленных на повышение роли книги в социально-политической и историко-культурной жизни населения Российской Федерации, а также на решение проблем, связанных с развитием библиотек».
Считается, что самая первая библиотека на Руси была основана Ярославом Мудрым в 1037 году при Софийском соборе в Киеве.
По материалам Интернет-ресурса www.calend.ru
30 мая исполняется 65 лет со дня рождения артиста театра юного зрителя «СамАрт» Владимира Ильича Панчешина (30.05.1945-2008).
После окончания студии при Куйбышевском драматическом театре В. Панчешин был принят в труппу театра юного зрителя. Среди сыгранных на сцене «СамАрта» ролей: Бубнов («На дне» М. Горького), Чапаев («Песнь о комдиве» В. Разумневича, В. Молько), Рябинин («Допрос» С. Родионова), Людоед («Кот в сапогах» С.Прокофьевой, Г.Сапгира), Следователь («Допрос (Криминальный талант)» С. Родионова), Капулетти («Ромео и Джульетта» У. Шекспира), Степан («Поминальная молитва» Г. Горина) и др. Кроме того, артист сыграл главную мужскую роль в телефильме «Свидание с девочкой Валей» (Режиссер И. Эстрин. ГТРК Самара).
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед>>
«Четыре креста на солнце»
А. Делендика
«Вини-Пух и все, все, все»
А. Милна.
В. Панчешин, А. Гудзева, Н. Чуркина
«Донские рассказы»
по М. Шолохову.
В. Дехтиевский,
В. Панчешин,
В. Зимников
|
|
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед>>
Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 182.
|
|