ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. 2012 год

Юбилеи: люди, даты, события...

АПРЕЛЬ

1 АПРЕЛЯ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ ВЕТЕРАН СЦЕНЫ НИНА ИВАНОВНА ГИПИКОВА

Н. Гипикова – артистка театра кукол. Работала в Тольяттинском театре кукол «Пилигрим», а в настоящее время она вместе с мужем Г. Гипиковым является руководителем детского театра «Дюймовочка» в г. Жигулевске. 28 октября 2011 года театр открылся спектаклем «Волшебный мир кукол», автором, художником и режиссером-постановщиком которого стал Г. Гипиков.

Ист. информации: Интернет-ресурс http://tltgorod.ru.

4 АПРЕЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОЙ АРТИСТКИ РСФСР ЛИДИИ ФЕДОРОВНЫ ЛЮБИМОВОЙ (04.04.1912-11.08.1977)

Л. Любимова родилась в актерской семье: мама – артистка оперетты и филармонии, а отчим М.А. Горев – актер, директор Куйбышевской филармонии в 1940-е годы. Окончив Средне-Волжский театральный техникум, с 1931 года Л. Любимова стала артисткой Куйбышевского театра юного зрителя, прослужив в нем до конца жизни. За более чем 40 лет на сцене ТЮЗа ею было сыграно свыше 300 ролей. Среди них: Смеральдина («Слуга двух господ» К. Гольдони), Мальвина («Золотой ключик» по А.Н. Толстому), Любовь Гордеевна («Бедность не порок» А. Островского), Елена («Мещане» М. Горького), Катя («Два капитана» по В. Каверину), Падчерица («Двенадцать месяцев» С. Маршака), Катерина, позже Старая барыня («Гроза» А. Островского), Снежная королева («Снежная королева» Е. Шварца), Раневская («Вишневый сад» А. Чехова), Фрекен Бок («Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен) и др.

Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 408-409; Игнашов А. Моя любимая Любимова / А. Игнашов, Т. Герасимова // Самарские судьбы.- 2009.- № 11.- С. 24-32.

7 АПРЕЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАРОДНОГО АРТИСТА РСФСР НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА ЗАСУХИНА (07.04.1922-25.08.1992)

Н. Засухин в 1948 году окончил театральную студию при Куйбышевском драматическом театре. Начав работать во время учебы во вспомогательном составе театра, с 1946 года он - артист Куйбышевского театра драмы. За 26 лет им сыграно немало ролей, среди которых: Виктор («Иркутская история» А. Арбузова), Аполлон Мурзавецкий («Волки и овцы» А. Островского), князь Мышкин («Настасья Филипповна» по Ф. Достоевскому), Миндаугас в одноименной пьесе Ю. Марцинкявичюса и др. Манере Николая Засухина были присущи темперамент, мягкий юмор, стремление к внутреннему перевоплощению, пластичность и острый рисунок роли. Наиболее значительные образы артист создал в горьковском репертуаре: Петр Артамонов («Дело Артамоновых»), Павел Власов («Мать»), Фома Гордеев («Фома Гордеев»). Эти роли, как и роль Ричарда III в одноименной трагедии В. Шекспира, стали высшими сценическими достижениями актера. С 1972 по 1992 годы Н. Засухин был артистом МХАТа им. М. Горького. Снимался в художественных фильмах «Свой среди чужих, чужой среди своих» (режиссер Н. Михалков), «Комитет девятнадцати (режиссер С. Кулиш), «Твой современник» (режиссер Ю. Райзман) и др. Один из сюжетов фильма Куйбышевской студии кинохроники «Провинциальные актеры» (режиссер Б. Свойский) был посвящен Н. Засухину.

Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
 
 
Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 85-87.

8 АПРЕЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 95 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАРОДНОЙ АРТИСТКИ СССР ВЕРЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ЕРШОВОЙ (08.04.1917-06.04.2006)

В 1936 году В. Ершова окончила Саратовское театральное училище. Начинала свою сценическую деятельность в Курском драматическом театре под руководством А. Канина. С 1943 года она в труппе Куйбышевского театра драмы, став вскоре ведущей актрисой. Среди наиболее значительных ролей, сыгранных В. Ершовой: Негина («Таланты и поклонники» А. Островского), Мария и Елизавета («Мария Стюарт» Ф. Шиллера), Патрик Кембелл («Милый лжец» Д. Килти), Толгонай («Материнское поле» по Ч. Айтматову), Мария Сергеевна («Золотая карета» Л. Леонова, Государственная премия РСФСР), Анна Андреевна («Ревизор» Н. Гоголя), Цвия («Сад» Й. Бар-Йосефа), Контесса («Контесса» М. Дрюона) и др. Особая категория ролей В. Ершовой связана с героинями, своей эксцентричностью противостоящими инертности и прагматизму мира. Таковы ее миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика), Лидия Васильевна («Старомодная комедия» А. Арбузова), Клара Цеханасьян («Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта), Лэттис («Лэттис и Лавидж» П. Шеффера) и в особенности Мод («Гарольд и Мод» К. Хиггинса и Ж.-К. Карьера). В 1993 году Театр Дружбы народов (ныне Театр наций) представил Ершову в этой роли на сценах Москвы, Воронежа и Курска в акции «Национальное достояние России». В 1995 году В. Ершова стала лауреатом национальной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».

Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Вперед
 
 
 
 
Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Вперед

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 42-43.

8 АПРЕЛЯ ЮБИЛЕЙ ВЕТЕРАНА СЦЕНЫ КЛАРЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ШЕВЦОВОЙ

В 1970-е годы К. Шевцова (Вётышева) была солисткой оперы (сопрано) Куйбышевского театра оперы и балета. Среди исполненных партий: Лиза («Пиковая дама» П. Чайковского), Клара («Порги и Бесс» Дж. Гершвина), Анастасия («Петр Первый» А. Петрова), Аида («Аида» Дж. Верди), Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского), графиня Чепрано («Риголетто» Дж. Верди), Ефросинья («Ивайло» М. Големинова) и др.

Ист. информации: Годы, спектакли, лица : Самарская опера в четырех действиях, с прологом и эпилогом. Продолжительность спектакля – 80 лет : буклет / авт. текста Н. Эскина, А. Лазанчина; сост. Н. Эскина, А. Добронравова. - Самара, 2011.- 33 с.: ил.

17 АПРЕЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 110 ЗАСЛУЖЕННОМУ ДЕЯТЕЛЮ ИСКУССТВ РСФСР, ТЕАТРАЛЬНОМУ ХУДОЖНИКУ ПЕТРУ ВЛАДИМИРОВИЧУ ВИЛЬЯМСУ (17 (30).04.1902-1.12.1947)

В 1941 году П. Вильямс, являясь главным художником Большого театра, вместе с труппой был эвакуирован в Куйбышев. В этот период он создал сценическое оформление спектаклей Большого театра: «Лебединое озеро» П. Чайковского (1941), «Иван Сусанин» М. Глинки, «Травиата» Дж. Верди, «Севильский цирюльник» Д. Россини, «Евгений Онегин» П. Чайковского (1942), «Тщетная предосторожность» П. Гертеля (совместно с М. Петровским), «Вильгельм Телль» (1943), а также спектаклей Куйбышевского театра оперы и балета: «Табачный капитан» А. Эйхенвальда (1942), «Дочь тамбурмажора» Ж. Оффенбаха (1943) и спектакля Куйбышевского театра драмы «Ромео и Джульетта» В. Шекспира (1942). В Самарском художественном музее хранятся эскизы художника к постановке «Табачного капитана».

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 214.

20 АПРЕЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 65 ЛЕТ ЗАСЛУЖЕННОМУ ДЕЯТЕЛЮ ИСКУССТВ РФ, ХУДОЖЕСТВЕННОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ-ДИРЕКТОРУ САМАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ. М. ГОРЬКОГО ВЯЧЕСЛАВУ АЛЕКСЕЕВИЧУ ГВОЗДКОВУ

В. Гвоздков в 1968 году окончил Саратовское театральное училище, в 1979 году – ЛГИТМиК (курс Г. Товстоногова). В 1980 году возглавил Ростовский театр юного зрителя, где поставил спектакли: «Нина» А. Кутерницкого, «Дорогая Елена Сергеевна» Л. Разумовской и др. Затем В. Гвоздков стал главным режиссером Ташкентского русского театра драмы им. М. Горького (1984-1989). Постановки этого периода: «Полет над гнездом кукушки» по К. Кизи, «Звезды на утреннем небе» А. Галина и др. С 1990 по 1995 годы – главный режиссер, художественный руководитель Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. В 1995 году В. Гвоздков становится художественным руководителем Самарского академического театра драмы им. М. Горького. Первой постановкой в Самаре стал спектакль «О мышах и людях» по Дж. Стейнбеку, имевший большой успех. Затем были «Человек, животное добродетель» Л. Пиранделло «Король. Дама. Валет» по В. Набокову, «Замок в Швеции» и «Лошадь в обмороке» Ф. Саган, «Пока она умирала» Н. Птушкиной, «Смешные деньги», «Особо любящий таксист» и «№ 13» Р. Куни, «Пиковая дама» по А. Пушкину, «Любовные письма» А. Гурнея, «Униженные и оскорбленные» по Ф. Достоевскому, «Академия смеха» К. Митани, «Звуки музыки» Р. Оджерса и О. Хаммерштайна, «Ребята, я к вам!» А. Кутерницкого, «Месье Амилькар, или Человек, который платит» И. Жамиака, «Полковник Птица» Х. Бойчева (спектакль стал участником национального фестиваля «Золотая маска»), «Коля Оля» по пьесе Л. Андреева «Дни нашей жизни» и др. Ставил спектакли в Омске, Магнитогорске, Краснодаре, Новосибирске, Челябинске, Уфе, в городах Эстонии – Таллине, Тарту, Рахвере, Вильенде. Кроме того, режиссер ведет преподавательскую деятельность. В 2007 году выпустил актерский курс в СПбГАТИ, органично влившийся в труппу Самарского театра. А в 2008 году в Самарском Университете Наяновой был набран актерский курс, руководителем которого вновь стал В. Гвоздков.

Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Вперед
 
 
 
 
Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Вперед

Ист. информации: Самарскому академическому театру драмы им. М. Горького 150 лет : буклет.- Самара, 2001; Х. Бойчев. «Полковник Птица» : Буклет.- Самара, 2008.

22 АПРЕЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 90 ЛЕТ НАРОДНОМУ АРТИСТУ РФ, ДИРИЖЕРУ ЛЬВУ МОИСЕЕВИЧУ ОССОВСКОМУ

Л. Оссовский закончил музыкальную школу имени профессора П.С.Столярского при Одесской консерватории, в 1944 году окончил военно-дирижерский факультет, в 1949 году – дирижерско-хоровой факультет Московской консерватории. В течение 20 лет он был дирижером, затем главным дирижером Московского театра оперетты, в 1968-1973 годах Л. Оссовский – художественный руководитель и главный дирижер Музыкального театра (Красноярск-26). В 1974 году стал директором и главным дирижером Куйбышевского театра оперы и балета. В течение 10 лет работы в Куйбышеве в качестве дирижера Л. Оссовский осуществил постановки опер русской, советской и зарубежной классики, в которых его классическое музыкальное образование, высочайший профессионализм, безупречный вкус и потрясающая работоспособность нашли свое воплощение. Это оперы «Иван Сусанин» М. Глинки, «Евгений Онегин» и «Пиковая дома» П. Чайковского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Аида» и «Макбет» Дж. Верди, «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Медея» Л. Керубини (первая постановка в стране), «Петр I» А. Петрова, «Мария Стюарт» С. Слонимского (первая постановка в стране), «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и др., балеты «Гусарская баллада» и «Любовью за любовь» Т. Хренникова, «Ангара» и «Помните!» А. Эшпая (первая постановка в стране), «Спящая красавица» П. Чайковского и др. В 1980 году Л. Оссовский был приглашен в Болгарию на постановку оперы «Царская невеста» на сцене Старо-Загороской народной оперы. В 1981 году, в связи с 50-летием, Куйбышевский театр оперы и балета, руководимый Л. Оссовским, с большим успехом выступил с творческим отчетом в Москве.
В период работы Л. Оссовского театру было присвоено почетное звание «Академический», а его руководителю – «Народный артист РСФСР».
В 1984 году Л. Оссовский пришел в Московский музыкальный камерный театр под руководством Б.А. Покровского в качестве директора и главного дирижера и на 25 с лишним лет с головой погрузился в заботы о театре. Он замечательно дирижировал, расширял географию зарубежных гастролей. Его труд был отмечен орденом Дружбы народов и Государственной премией за постановку опер М. Мусоргского «Сорочинская ярмарка» и Г. Генделя «Юлий Цезарь и Клеопатра».

Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Ист. информации: Годы, спектакли, лица : Самарская опера в четырех действиях, с прологом и эпилогом. Продолжительность спектакля – 80 лет : буклет / авт. текста Н. Эскина, А. Лазанчина; сост. Н. Эскина, А. Добронравова. - Самара, 2011.- 33 с.: ил.; Хумарьян С. Лев Моисеевич Оссовский / С. Хумарьян // История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2006.- С. 267-272.

23 АПРЕЛЯ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ СОЛИСТКА ОПЕРЫ (ДРАМАТИЧЕСКОЕ СОПРАНО) САМАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА МИШИНА (ШАМШИНА)

После окончания в 1984 году Уральской государственной консерватории им. Мусоргского по классу сольного пения (класс профессора Л. Дроздовой) Г. Мишина в разные годы работала в Екатеринбургском театре оперы и балета, Алтайском краевом музыкальном театре, Ивановском музыкальном театре, Астраханской филармонии. С 1992 года Г. Мишина – солистка Самарского академического театра оперы и балета. За 20 лет на его сцене она исполнила немало разнообразных партий. Среди них: Адель и Розалинда («Летучая мышь» И. Штрауса), Виолетта, Аннина («Травиата» Дж. Верди ), Ганна Главари («Веселая вдова» Ф. Легара), Марица («Марица» И. Кальмана), Мюзетта («Богема» Дж. Пуччини), Оскар («Бал-маскарад» Дж. Верди), Прилепа («Пиковая дама» П. Чайковского), Стасси, Сильва («Сильва» И. Кальмана), Эльвира («Дон Жуан» В. Моцарта), Джанетта («Любовный напиток» Г. Доницетти), Луиджия («Viva La Mamma» Г. Доницетти), Бригитта («Иоланта» П. Чайковского), Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского), Саффи («Цыганский барон» И. Штрауса), Одетта, Мариэтта («Баядера» И. Кальмана), Элиза («Моя прекрасная леди» Ф. Лоу), Кончитта («Юнона и Авось» А.Рыбникова), Софья («Дамы и гусары» Л. Солина), Галатея («Прекрасная Галатея» Ф. Зуппе), Инфанта («Карлик» А. Цемлинского), Коломбина («Арлекино» Ф. Бузони), Перикола («Перикола» Ж. Оффенбаха) и др.
В репертуаре певицы камерные вокальные произведения Р. Шумана, П. Чайковского, М. Глинки, А. Даргомыжского, С. Танеева, С. Рахманинова, П. Булахова, арии и дуэты из опер и оперетт, русские народные песни и партии в произведениях концертно-ораториального жанра: «Реквием» В.А. Моцарта, «Реквием» Дж. Верди, «Колокола» С. Рахманинова, а также духовная музыка И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, И.К. Глюка, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта.

 
 

Ист. информации: База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/); Сайт Самарского академического театра оперы и балета (http://opera-samara.net).

24 АПРЕЛЯ 1987 ГОДА, 25 ЛЕТ НАЗАД, НА СЦЕНЕ КУЙБЫШЕВСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЕЙ «ПИРАТСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК» И «КОЛОКОЛЬЧИК» Г. ДОНИЦЕТТИ

Дирижер – В. Беляков
Режиссер-постановщик – Ю. Александров
Ассистент режиссера – народный артист РСФСР А. Пономаренко
Художник – А. Горенштейн
Хормейстер – заслуженный деятель искусств РСФСР В. Навротская

28 АПРЕЛЯ 1997 ГОДА, 15 ЛЕТ НАЗАД, В САМАРСКОМ ТЕАТРЕ ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ «САМАРТ» СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «БУМБАРАШ» Е. МИТЬКО, Ю. МИХАЙЛОВА, В. ДАШКЕВИЧА

Автор текста – Ю. Ким
Музыка В. Дашкевича

Режиссер-постановщик – А. Шапиро
Сценография и костюмы Ю. Харикова
Музыкальный руководитель – В. Тонковидов
Дирижер – С. Салманова
Балетмейстеры – М. Кисляров, Е. Загребина
Аранжировщик – В. Горшков
Хормейстер – Н. Герасимова
Репетиторы-балетмейстеры – Е. Симонова, И. Катков

29 АПРЕЛЯ 1987 ГОДА, 25 ЛЕТ НАЗАД, СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «СЧАСТЬЕ МОЕ» ПО ПЬЕСЕ А. ЧЕРВИНСКОГО В СЫЗРАНСКОМ ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ИМЕНИ А.Н. ТОЛСТОГО

Режиссер-постановщик – В. Толкачев
Художник-постановщик – А. Кулаковский
Ассистент режиссера – С. Сорокин
Музыкальное оформление Р. Гамалетдинова

29 АПРЕЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТАНЦА

Танец, как и музыка, был всегда, и даже сюжет в танце присутствовал нередко. В пышных дворцовых празднествах танец занимал важное место. Специальные учителя – танцмейстеры – заранее репетировали с дворянами отдельные фигуры и движения танца и руководили группами танцоров. Постепенно танец становился более театральным. Термин «балет» возник в Италии (его впервые употребил в своей книге Доменико да Пьяченца) и означал танцевальный эпизод, передающий определенное настроение.

Мастерство ранних итальянских учителей танцев было неоспоримо. В результате итальянские танцмейстеры стали приглашаться ко французскому двору. Тогда же возникла необходимость в нотации – системе записи танца. Автор первой из известных систем, Туан Арбо, начал передавать танцевальные па музыкальными знаками.

Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам. Впервые их сформулировал французский балетмейстер Пьер Бошан (1637-1705), живший и творивший во времена короля Людовика XIV. Тогда спектакли придворного балета достигли особого великолепия. Людовик создал Королевскую академию музыки и танца, в которую вошли 13 ведущих танцмейстеров. Их обязанностью стало сохранение танцевальных традиций. Директором академии был назначен Бошан. Он записал каноны благородной манеры танца, в основу которой положил принцип выворотности ног. Такое положение давало человеческому телу возможность свободно двигаться в разные стороны. Все движения танцовщика он разделил на группы: приседания (плие), прыжки (заноски, антраша, кабриоли, жете, способность зависать в прыжке – элевация), вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттиюды, арабески). Выполнение этих движений осуществлялось на основе пяти позиций ног и трех позиций рук. Все па классического танца стали производными от этих позиций рук и ног.

Эта классификация Бошана жива по сей день. Более того – в результате французская терминология стала общей для артистов всего мира, как латынь – для медиков.

Первый балетный спектакль в России состоялся в 1673 году, в Преображенском. Первая танцевальная школа была основана в 1738 году в Петербурге Жаном Батистом Ланде…

Международный день танца отмечается с 1982 года по решению ЮНЕСКО в день рождения французского балетмейстера Жана Жоржа Новерра, реформатора и теоретика хореографического искусства, который вошел в историю как «отец современного балета». В 1759 году вышел его знаменитый труд «Письма о танце и балетах», где Новерр обосновал принципы балета-пьесы, воплощаемого средствами действенных пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника.

В этот день весь танцующий мир отмечает свой профессиональный праздник - театры оперы и балета, современные танцевальные труппы, ансамбли современного бального и народного танца и другие, как профессиональные, так и самодеятельные артисты.

Ист. информации: Интернет-ресурс www.calend.ru; Трускиновская Д.М. 100 великих мастеров балета / Д. Трускиновская.- М., 2010.- .С. 5-9; Дешкова И. Загадки Терпсихоры / И. Дешкова ; худ. В. Косоруков. М., 1989. - С. 8-11.