ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. 2013 год

Юбилеи: люди, даты, события...

МАРТ

2 МАРТА 1988 ГОДА, 25 ЛЕТ НАЗАД, БЫЛ ОСНОВАН ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР «КОЛЕСО» ИМЕНИ НАРОДНОГО АРТИСТА РОССИИ ГЛЕБА БОРИСОВИЧА ДРОЗДОВА

3 МАРТА ИСПОЛНЯЕТСЯ 65 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАРОДНОГО АРТИСТА РФ, ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА БОРИСОВА

Окончив в 1974 году Театральное училище (ВУЗ) им. М.С. Щепкина (педагог М. Царев), В. Борисов стал артистом Куйбышевского театра драмы им. М. Горького. В первый год работы он сыграл две роли: Тимошу Непряхина в «Золотой карете» Л. Леонова и Левшу в комедии Б. Рацера и В. Константинова «Левша». Это был блестящий дебют. Трудно сказать, в драматической роли или в комедийной Борисов добился большего успеха. Куйбышевские зрители полюбили его сразу и навсегда, и вся дальнейшая театральная судьба артиста связана с нашим городом. За 40-летнюю творческую жизнь им сыграно множество ролей. Среди них: Хлестаков («Ревизор» Н. Гоголя), Пров («Гнездо глухаря» В. Розова), Тригорин («Чайка» А. Чехова), Алеша («Братья Карамазовы» по Ф. Достоевскому), Беркутов («Волки и овцы» А. Островского), Глумов («Бешеные деньги» А. Островского), Владимир («Король. Дама. Валет» В. Набокова), Себастьян («Замок в Швеции» Ф. Саган), Поприщин («Записки сумасшедшего» Н. Гоголя), Игорь («Пока она умирала» Н. Птушкиной), Смирнин («Душечка» А. Чехова), Князь Валковский («Униженные и оскорблённые» по Ф. Достоевскому), Вышневский («Доходное место» А. Островского), Эндрю Лэдд III («Любовные письма» А. Герни), Абель Знорко («Загадочные вариации» Э.-Э. Шмита), Капитан Фон Трапп («Звуки музыки» Х. Линдсея, Р. Кроуза), Амилькар («Месье Амилькар, или Человек, который платит» И. Жамиака), Граф Альмавива («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше), Фетисов («Полковник птица» Х. Бойчева), Лонгрен («Алые паруса» по А. Грину), Отец («Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло), Билл Фордам («Август. Графство Осэйдж» Т. Леттса) и др. По словам самого артиста, для него главное – не повториться, не работать по шаблону, а развиваться и двигаться дальше. И в этом ему помогает интересный и разнообразный ролевой материал.
В. Борисов снимался в телефильме «Вечный зов» (Семен Савельев; режиссеры В. Усков, В. Краснопольский, 1973-1983), художественных фильмах «На таежных ветрах» (Ярослав Грозов; режиссер А. Ниточкин, 1979), «Емельян Пугачев» (Ваня Почиталин; режиссер А. Салтыков, 1978), «На исходе лета» (Юрий Веденеев; режиссер Р. Мурадян1979), «Хлеб, золото и наган» (Владимир Иванович Горбач; режиссер О. Гаспаров, 1980) и др., работал на местном телевидении, выступал на эстраде.
В. Борисов – лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского за роль Тимофея в спектакле «Золотая карета» (1976), лауреат премии «Самарская театральная муза» за роль Владимира в спектакле «Король. Дама. Валет» (1997), за роль князя Валковского в спектакле «Униженные и оскорбленные» (2001), за роль Дон Кихота в спектакле «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана, Д. Дэриона, М. Ли (2010), лауреат Самарской городской премии зрительских симпатий «Браво!» в номинации «За верность самарскому зрителю» (2010). Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1996), Почётным знаком Губернатора Самарской области «За труд во благо земли Самарской» за значительный вклад в развитие культуры в Самарской области (2008).

Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Вперед
 
 
 
 
Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Вперед

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 154; Владимир Борисов : Альбом / текст О. Идельсон, Э. Финк; под. ред. Т. Журчевой.- Самара, 2007.- 36 с.- (Театральные портреты. Вып. 4); База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/); сайт Самарского академического театра драмы им. М. Горького (http://www.dramtheatre.ru/); сайт (http://www.kino-teatr.ru).

4 МАРТА ЮБИЛЕЙ ВЕТЕРАНА СЦЕНЫ, ЗАСЛУЖЕННОГО РАБОТНИКА КУЛЬТУРЫ РФ ЮЛИИ ГАВРИЛОВНЫ ВУККЕРТ

Ю. Вуккерт в 1980-е годы была актрисой Куйбышевского академического театра драмы им. М. Горького. Среди сыгранных на его сцене ролей: Наташа Голубева («Наедине со всеми» А. Гельмана), Пилар («ТАСС уполномочен заявить…» Ю. Семенова), Варвара Михайловна («Дачники» М. Горького), Аркадина («Чайка» А. Чехова), сестра Крысчед («…А этот выпал из гнезда» Д. Вассермена), Хохлакова («Братья Карамазовы» по Ф. Достоевскому), мама Шура («Роковая ошибка» М. Рощина), Спиридонова («Дальше… дальше… дальше!» М. Шатрова), Патриция Смит («Миллионерша» Б. Шоу), Клава («Уроки музыки» Л. Петрушевской), мадам Чейзен («Гарольд и Мод» К. Хиггинса, Ж.-К. Карьера), Таня («Группа» А. Галина), Женевьева («Сниму квартиру в Париже» К. Манье) и др. В 1990-х годах Ю. Вуккерт - диктор Самарской «Телекомпании "СКаТ». В творческом багаже актрисы есть и киноработа: в 1968 году она снялась в роли Олеси в музыкальной комедии «Трембита» по оперетте Ю. Милютина (режиссер О. Николаевский).

Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Ист. информации: сайт (http://www.kino-teatr.ru).

11 МАРТА ИСПОЛНЯЕТСЯ 90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА БАССР И РСФСР ЮРИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ХАПЛАНОВА (11.03.1923-23.07.1984)

Еще будучи школьником, Ю. Хапланов заинтересовался театром и стал посещать драматический кружок в Армавирском дворце пионеров. В 16 лет поступил в Ростовское театральное училище на курс Ю. Завадского. Переехав с семьей в Уфу, в 1940-1951 годах Ю. Хапланов играл в Уфимском драматическом театре. Молодого артиста полюбили зрители, его творчество заслужило признание коллег и уважение властей. В 26 лет Ю. Хапланов стал заслуженным артистом Башкирской ССР. Всегда находившийся в творческом поиске, стремившийся к развитию, артист приехал в 1952 году в Куйбышев и стал артистом Куйбышевского театра драмы, проработав на его сцене 30 лет. Среди его лучших ролей: Иоанн Грозный («Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого), Александр Коломийцев («Последние» М. Горького), Отелло («Отелло» У. Шекспира), Фабиано Фабиани («Мария Тюдор» В. Гюго), Тодорос Парлас («Ищу правую руку» Д. Псафаса), Паратов («Бесприданница» А. Островского), Новосельцев («Сослуживцы» Э. Брагинского, Э. Рязанова), Киприани («Тоот, другие и майор» И. Эркеня), Луначарский («Большевики» М. Шатрова) и др. В последующие годы работал в Куйбышевской филармонии, выступал с литературно-драматическими композициями по произведениям В. Маяковского, А. Фадеева, Н. Погодина, Э. Войнич и др.

 
 
 
 
 
 
 
 

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 158; Финк Л. Движение по спирали // Финк Л. В гриме и без грима.- Куйбышев, 1965.- С. 224-234; Тумановская И. Открытие человека / И. Тумановская // Актеры. Роли. Спектакли.- Куйбышев, 1973.- С. 221-224

14 МАРТА ИСПОЛНЯЕТСЯ 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРТИСТА ОПЕРЫ (ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕНОР) ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РСФСР АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВИЧА ДОЛЬСКОГО (14.03.1913-12.11.2000)

В 1931-1935 годах А. Дольский пел в хоре одесской оперы. В 1936 году окончил институт повышения квалификации для молодых певцов при Свердловском театре оперы и балета (класс профессора М. Уместнова). В 1936-1946 годах – солист Свердловского театра оперы и балета. В 1949-1955 и 1959-1962 годах А. Дольский был солистом Куйбышевского театра оперы и балета. На его сцене исполнил партии: Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Отелло («Отелло» Дж. Верди), Григория Мелехова («Тихий Дон» И. Дзержинского), Германа («Таня» Г. Крейтнера), княжич Юрий («Чародейка» П. Чайковского), Эрнани («Эрнани» Дж. Верди), Лукаш («Поцелуй» Б. Сметаны), Карлино («Улица дель Корно» К. Молчанова, первое исполнение), Герман («Пиковая дама» П. Чайковского), Манрико («Трубадур» Дж. Верди), Ленина («Иван Шадрин» В. Дехтерева), Герцог («Риголетто» Дж. Верди), Ричард Варвик («Бал-маскарад» Дж. Верди), Пинкертон («Чио-чио-сан» Д. Пуччини), опричник Кирибеевич («Купец Калашников» А. Рубинштейна), Собинин («Иван Сусанин» М. Глинки), Радамес («Аида» Дж. Верди), Князь («Русалка» А. Даргомыжского), Андрей («Семья Тараса» Д. Кабалевского), Тибальд («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини), Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Фра-Дьяволо («Фра-Дьяволо» Д. Обера) и др. Как режиссер А. Дольский осуществил в Куйбышеве постановку оперы Дж. Верди «Трубадур». В других театрах им были поставлены оперы «Хованщина» и «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Пиковая дама» и «Мазепа» П. Чайковского, «Демон» А. Рубинштейна, «Кармен» Ж. Бизе, «Отелло» Дж. Верди и др.

 
 
 
 
 

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 355-356; Сэт Э. Александр Викторович Дольский / Э. Сэт // История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2006.- С. 43-50.

28 МАРТА ЮБИЛЕЙ АРТИСТКИ ОПЕРЫ (ДРАМАТИЧЕСКОЕ СОПРАНО) ЗАСЛУЖЕННОЙ АРТИСТКИ РФ ЕВГЕНИИ МИХАЙЛОВНЫ ТЕНЯКОВОЙ

Е. Тенякова – выпускница Оренбургского музыкального училища (вокал). В 1985 году после окончания Саратовской государственной консерватории им. А.В. Собинова (сольное пение, педагог Ф. Гарцман) была приглашена в труппу Куйбышевского академического театра оперы и балета. За годы работы в Куйбышеве-Самаре ею было исполнено более 30 ведущих партий, в том числе: Ярославна («Князь Игорь» А. Бородина), Фёдор, Ксения («Борис Годунов» М. Мусоргского), в операх П. Чайковского: Татьяна («Евгений Онегин»), Иоланта («Иоланта»), Лиза («Пиковая дама»), Настасья («Чародейка»), в операх Н. Римского-Корсакова: Милитриса («Сказка о царе Салтане»), Домна Сабурова («Царская невеста»), Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»), Тамара («Демон» А. Рубинштейна), в операх С. Рахманинова: Земфира («Алеко»), Франческа («Франческа да Римини»), в операх В.А. Моцарта: Дорабелла, Деспина («Так поступают все женщины»), Донна Эльвира («Дон Жуан»), в операх Г. Доницетти: Рита («Пиратский треугольник»), Примадонна («Viva la Mamma»), в операх Дж. Верди: Аида («Аида»), Флора («Травиата»), Амелия («Бал-маскарад»), Леонора («Трубадур»), в операх Дж. Пуччини: Тоска («Флория Тоска»), Мюзетта («Богема»), Зибель («Фауст» Ш. Гуно), Ганна («Страшный двор» С. Монюшко), Кухарочка («Соловей» И. Стравинского), Коломбина («Арлекино» Ф. Бузони), Маддалена («Маддалена» С. Прокофьева), Мария Темрюковна («Видения Иоанна Грозного» С. Слонимского), партия сопрано в «Реквиеме» Дж. Верди, партии в опереттах И.Штрауса: Розалинда («Летучая мышь»), Саффи («Цыганский барон»), И.Кальмана: Сильва, Цецилия («Сильва»), Теодора («Мистер Икс»), Ганна Главари в оперетте «Веселая вдова» Ф. Легара и др.
В 2004 году поступила в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова (факультет «Режиссура музыкального театра», курс профессора народного артиста РФ С. Гаудасинского, класс профессора И. Таймановой). С 2006 года – студентка РАТИ (ГИТИС) (класс заслуженного деятеля искуссств РФ Г. Исаакяна). В 2010 году Е. Тенякова окончила РАТИ, получив диплом по специальности «Режиссер музыкального театра».
В 2002-2007 годах Е. Тенякова являлась художественным руководителем камерного зала «Лира» Самарского академического театра оперы и балета, где было проведено свыше 100 концертов и спектаклей. В их числе спектакли, в которых Е. Тенякова выступила в качестве режиссера-постановщика: «Ужель та самая Татьяна» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»), «Виват, Моцарт!» (к 250-летию композитора), «Испанские страсти» (по поэзии Ф. Гарсиа Лорки), «Люблю тебя» (по поэзии серебряного века), 4 спектакля цикла «О век Серебряный, ты музыкой звучишь» («Страницы. А. Ахматова «Песня о песне»; «Страницы. М. Цветаева «Притяжение»; «Страницы. А. Блок «Кармен»; «Страницы. Н. Гумилев «Африканские мотивы») и др. Автор пьесы «Джакомо», посвященной юбилею композитора Дж. Пуччини (2008 г.), и продюсер постановки оперы «Рита, или Битые мужья» Г. Доницетти и ее благотворительных показов. В 2011 году как режиссер осуществила постановку мюзикла А. Семенова «Карслон, который живет на крыше» на сцене Самарского академического театра оперы и балета.
Е. Тенякова дает много концертов. В камерном репертуаре певицы свыше 200 произведений композиторов различных эпох и стилей, от музыки Ренессанса до джаза и популярных песен современных авторов. Кроме того, она автор детской новогодней поэтической сказки «У елки», большого количества лирических стихотворений, сборника басен «Женские побасенки».
Пела на оперных сценах Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Нижнего Новгорода, Уфы, Казани, Киева.
Немало внимания Е. Тенякова уделяет и педагогической деятельности. Преподавала в музыкальной студии школы № 64 г. Самары, в Самарском музыкальном училище им. Д.Г. Шаталова, в Самарском государственном педагогическом университете. Имеет собственную методику постановки голоса. Является членом жюри различных детских музыкальных конкурсов.
Принимала участие во II Всероссийском конкурсе вокалистов, в XI и XIII Всероссийских конкурсах вокалистов им. М.И. Глинки. Е. Тенякова – лауреат губернского конкурса «Самарская театральная муза» за исполнение партии Чародейки в одноименной опере П. Чайковского (2005), дважды лауреат грантов Губернатора Самарской области (цикл концертов «Alma mater», цикл одноактных спектаклей «О век Серебряный, ты музыкой звучишь»). За свою концертную деятельность неоднократно была отмечена благодарностями вице-губернатора Оренбургской области, министра культуры и мэра г. Оренбурга, благотворительных организаций г. Самары. Отмечена благодарностью Правления СТД России.

 
 
 
 

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 72; База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/); персональный сайт Е. Теняковой (http://e-tenyakova.com/); сайт Самарского академического театра оперы и балета (http://opera-samara.net/); Маргина Е. Евгения Михайловна Тенякова / Е. Маргина // История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2006.- С. 407-410.

31 МАРТА ИСПОЛНЯЕТСЯ 95 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРТИСТКИ БАЛЕТА САМАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ВАЛЕНТИНЫ СТЕПАНОВНЫ ЛУБЕНЕЦ (31.03.1918-08.10.2002)

В детстве, в Борисоглебске Воронежской области, В. Лубенец посещала хореографическую студию. В 1936-1940 годах она – студентка Саратовского театрального училища, окончив которое, до 1944 года танцевала на сцене Саратовского театра оперы и балета. Познакомившись с балетмейстером Н. Даниловой, В. Лубенец прониклась ее идеями, считая эту встречу «подарком судьбы». Н. Данилова была главным балетмейстером Куйбышевского театра оперы и балета и формировала балетную труппу, собирая коллектив единомышленников. В 1944-1962 годах В. Лубенец – ведущая солистка Куйбышевского театра оперы и балета, обладающая лирико-драматическим дарованием. В ее репертуаре – партии Одетты-Одиллии («Лебединое озеро» П. Чайковского), Заремы («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Маши («Щелкунчик» П. Чайковского), Генриэтты («Раймонда» А. Глазунова), Царь-девицы, Жемчужины («Конек-горбунок» Р. Щедрина), Китри, Повелительницы Дриад («Дон Кихот» Л. Минкуса), Авроры, Феи Искренности, Кошечки («Спящая красавица» П. Чайковского), Птицы («Легенда о любви» Г. Крейтнера), Прекраснейшей из прекраснейших («Семь красавиц»), Мирты и па-де-де в 1 акте («Жизель» А. Адана), Флер де Лис («Эсмеральда» Ц. Пуни), Гюльнары («Корсар» А. Адана) и др. По окончании артистической карьеры до 1972 года В. Лубенец работала инспектором балета Куйбышевского театра оперы и балета. Затем в течение 10 лет была хореографом в детско-юношеской спортшколе № 5. До конца жизни она была жизнерадостным, активным человеком. Не пропускала ни одной премьеры в родном театре, смотрела спектакли в других театрах, посещала концерты в филармонии. Много читала, почти каждый день посещала библиотеку Самарского отделения СТД, помогала сотрудникам.

 
 
 
 
 
 
 

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 396; Сэт Э. Валентина Степановна Лубенец / Э. Сэт // История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2006.- С. 29-32.