|
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. 2012 год Юбилеи: люди, даты, события...
1 ЯНВАРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 55 ЛЕТ ЗАСЛУЖЕННОМУ ДЕЯТЕЛЮ ИСКУССТВ РФ ВИКТОРУ АЛЕКСЕЕВИЧУ КУРОЧКИНУ
После окончания в 1981 году Куйбышевского государственного института культуры (курс А.Т. Золотухина) В. Курочкин организовал театр-студию «Куйбышевский молодежный театр», на сцене которого с 1982 по 1985 годы поставил спектакли «Брысь, костлявая, брысь!» С. Шальтяниса и «Плохая квартира» В. Славкина. Принимал участие в постановке спектакля Куйбышевского театра драмы «Яма» по А. Куприну. В 1990-1993 годах В. Курочкин руководил театром-студией ВАЗа (г. Тольятти). Среди поставленных им спектаклей: «Свадьба Фигаро» П. Бомарше, «Утренняя жертва» В. Малягина, «Красный уголок» М. Розовского и др. С 1997 по 2002 и с 2008 года по настоящее время В. Курочкин – главный режиссер Сызранского драматического театра имени А.Н. Толстого. Среди осуществленных им на сызранской сцене постановок спектакли: «Эн, де, труа!» (по мотивам сказки Шарля Перро "Кот в сапогах"), «Встать! Смирно! На пле-чо!..» по В. Славкину, «Старомодный коктейль» (по киноповести В. Дельмар «Уступи место завтрашнему дню»), «Сильвия» А. Герни, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Вишневый сад» А. Чехова, «Татуированная роза» Т. Уильямса, «Шутки в глухомани» И. Муренко, «Отцы и дети» по И. Тургеневу, «Мой бедный Марат» А. Арбузова, «Мечта» В. Ткачука по повести А. Грина «Алые паруса», «Клетка-Любовь» (по пьесам Л. Петрушевской «Любовь» и «Лестничная клетка»), «Наши» (по роману Ф. Достоевского «Бесы») и др. Преподает в Самарской государственной академии культуры и искусств. Благодаря усилиям В. Курочкина в Сызрани была организована театральная студия, выпускники которой впоследствии должны влиться в труппу театра. Обучение студийцев проводится в Сызранском колледже искусств и куль¬туры имени Ольги Носцовой силами не только главного режиссера Сызранского театра, но и его артистов и других творческих деятелей.
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 335-336; http://www.syzran-small.net/index.php?go=pda&m=pages&in=view&id=16&page=37.
3 ЯНВАРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 85 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЕТЕРАНА СЦЕНЫ СЕМЕНА ИОСИФОВИЧА ГОЛОДА
4 ЯНВАРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 60 ЛЕТ ЗАСЛУЖЕННОМУ АРТИСТУ РФ, СОЛИСТУ ОПЕРЫ (БАС) САМАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА АЛЕКСАНДРУ АЛЕЕКСЕЕВИЧУ БОБЫКИНУ
В 1975 году А. Бобыкин поступил в Московскую государственную консерваторию (класс профессора А.И.Батурина), в 1976 году перевёлся на второй курс вокального факультета Астраханской государственной консерватории (класс М.С. Ярешко). После окончания учебы в 1980 году стал солистом Куйбышевского театра оперы и балета. За более чем 30 лет творческой жизни на самарской сцене им исполнены различные партии, среди которых: Уберто («Служанка-госпожа» Дж. Перголези), Борис Годунов («Борис Годунов» М. Мусоргского), Дон Альфонсо («Так поступают все женщины» В.-А. Моцарта), Рамфис, Царь («Аида» Дж. Верди), Иван Сусанин («Жизнь за царя» М. Глинки), Иоанн Грозный («Видения Иоанна Грозного» С. Слонимского), король Рене («Иоланта» П. Чайковского), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Порги («Порги и Бесс» Дж. Гершвина), Фигаро («Свадьба Фигаро» В.-А. Моцарта), Собакин («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Соран («Сервилия» Н. Римского-Корсакова), Гремин («Евгений Онегин» П. Чайковского), Кончак, Скула, Галицкий («Князь Игорь» А. Бородина), Джеронимо («Тайный брак» Д. Чимарозы), Мамыров («Чародейка» П. Чайковского), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Дон Жером («Доротея» Т. Хренникова), Боган («Веселая вдова» Ф. Легара) и др. А. Бобыкин – лауреат Губернского профессионального конкурса «Самарская театральная муза» за партию Иоанна в опере С. Слонимского «Видения Иоанна Грозного» (1999).
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 138; Эскина Н. Александр Алексеевич Бобыкин / Н. Эскина // История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2006.- С. 347-350; База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/); Сайт Самарского академического театра оперы и балета http://opera-samara.net.
6 ЯНВАРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 65 ЛЕТ АРТИСТУ ДРАМЫ АЛЕКСАНДРУ ИЛЬИЧУ ЗАЗЫБИНУ
После окончания в 1967 году театрального училища А. Зазыбин два сезона работал в Актюбинском театре драмы, а с 1969 года он в труппе Сызранского драматического театра им. А.Н. Толстого, где артист служил в 1969-1972 и 1976-1989 годах. В его репертуаре: Никита («Власть тьмы» Л. Толстого), Налымов («Эмигранты» по А.Н. Толстому), Петр Артамонов («Дело Артамоновых» по М. Горькому) и др. В 1972-1974 годах А. Зазыбин работал в Барнаульском, а в 1974-1976 годах – Стерлитамакском драматических театрах. В 1989-1997 годах он актер Тольяттинского Камерного театра-студии ВАЗа, на сцене которого сыграл Графа («Свадьба Фигаро» П. Бомарше), Жреца («Утренняя жертва» В. Малягина) и др. В 1998 году артист возвращается на Сызранскую сцену, сыграв Сирано в спектакле «Сирано де Бержерак». За исполнение этой роли А. Зазыбин стал лауреатом Губернского конкурса «Самарская театральная муза».
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 77.
7 ЯНВАРЯ ЮБИЛЕЙ АРТИСТКИ ХОРА (ДРАМАТИЧЕСКОЕ МЕЦЦО-СОПРАНО) САМАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ЛАРИСЫ НИКОЛАЕВНЫ СТЕПАНОВОЙ
Л. Степанова в 1977 году окончила музыкальное отделение Куйбышевского педагогического училища (педагог Л. Оленина). За более чем 30 лет сценической деятельности исполнила различные партии, среди которых: Заяц («Ну, волк, молодец!» А. Улановского), Колючка («Золушка» А. Спадавеккиа), Петух и Поросенок («Кошкин дом» П. Вальгарда), хоровые партии в спектаклях «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Видения Иоанна Грозного» С. Слонимского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Аида» и «Травиата» Дж. Верди, «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Кармен» Ж. Бизе и др. В ее творческом багаже работа с режиссерами Г. Исаакяном, И. Курайши, Б. Рябикиным, Р. Стуруа, З. Цаликовой; дирижерами В. Коваленко, Л. Оссовским, М. Ростроповичем; хормейстерами Д. Кейт, В. Навротской.
По материалам Интернет-ресурса База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/)
14 ЯНВАРЯ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РСФСР ЛИДИЯ ГЕОРГИЕВНА ДЫМОВА
Л. Дымова – выпускница театральной студии при Куйбышевском театре драмы (1960). Работала в театрах Гомеля, Алма-Аты, Красноярска, Саратова, Куйбышева. В труппе Сызранского драматического театра им. А.Н. Толстого с 1978 года. Среди сыгранных Л. Дымовой ролей: Антигона («Антигона» Ж. Ануя), Долорес («Каменный властелин» Л. Украинки), Настенька («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского), Ольга («Три сестры» А. Чехова), Катя («С любимыми не расставайтесь» А. Володина) и др. В настоящее время занята в спектаклях театра: «Гроза» А. Островского, «Не такой как все» А. Слаповского, «Старомодный коктейль» (по киноповести В. Дельмар «Уступи место завтрашнему дню»), «Сильвия» А. Герни, «Волшебное кольцо» Б.Шергина, «Изобретательная влюблённая» Лопе де Вега, «Отцы и дети» по И. Тургеневу, «Мой бедный Марат» А. Арбузова, «Наши» (по роману Ф. Достоевского «Бесы»).
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 373; сайт Сызранского драматического театра им. А.Н. Толстого http://www.syzran-drama.ru; Автографы / отв. Ред. И сост. С.П. Хумарьян.- Самара : РИФ «НИКА», 1998. – С. 88-91.
15 ЯНВАРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 95 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАРОДНОГО АРТИСТА СССР ЕВГЕНИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ЛЕБЕДЕВА (15.01.1917-9.06.1997)
Е. Лебедев родился в Балакове Саратовской области. В школе подвергался гонениям как сын священника, поэтому родители отправили его к родственникам в Самару. Здесь Лебедев, скрыв свое происхождение, поступил в школу, а после 7 класса в ФЗУ при заводе «Кинап». Пел в заводском хоре, играл в драмкружке. В 1932 году был приглашен в ТРАМ, куда его принимали В. Меркурьев и Ю. Толубеев. Участвовал в нескольких спектаклях, в т.ч. играл Карандышева в «Бесприданнице» А. Островского. Когда стало известно о «поповском происхождении» Лебедева, он с позором был изгнан из театра. Опасаясь дальнейших репрессий, в 1933 году вернулся в Балаково. Позже Лебедев уехал в Москву, учился в Центральном техникуме театрального искусства (ЦЕТЕТИСе), работал на кондитерской фабрике «Красный Октябрь», учился в школе Камерного театра. С 1940 года – актер Тбилисского ТЮЗа, затем в 1949 году был приглашен Г. Товстоноговым в Ленинградский театр им. Ленинского комсомола. С 1956 года Е. Лебедев – актер Ленинградского БДТ. Среди ролей, вошедших в историю театра: Артуро Уи («Карьера Артуро Уи» Б. Брехта), Бессеменов («Мещане» М. Горького), Холстомер («История лошади» по Л. Толстому), Рогожин («Идиот» по Ф. Достоевскому) и др. Снимался в художественных фильмах: «В огне брода нет», «Странные люди», «Сюжет для небольшого рассказа», «Преступление и наказание» и др.
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 359; Русский драматический театр: энциклопедия / Под общ. ред. М.И. Андреева, Н.Э. Звенигородской, А.В. Мартыновой, Е.Ю. Бегляровой.- М., 2001.- С. 236-237.
21 ЯНВАРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 55 ЛЕТ ЗАСЛУЖЕННОМУ АРТИСТУ РФ СЕРГЕЮ НИКОЛАЕВИЧУ КУРАНОВУ
С. Куранов в 1980 году окончил Куйбышевское музыкальное училище (класс Г. Яворского), а в 1985 году – Ленинградскую консерваторию (класс М. Слуцкой). Работал в театре оперетты Красноярска и музыкальном театре Якутска. В 1991 году стал главным режиссером Магаданского музыкального театра, с которым гастролировал в Самаре в 1993 году, показав свои постановки «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока, «Фиалку Монмартра» И. Кальмана, «Цыганского барона» И. Штрауса, «Скоморошьи затеи про царя Ерофея» В. Казенина. С 1995 года С. Куранов работает в Самарской государственной филармонии, в настоящее время являясь ее главным режиссером. Программы и спектакли, поставленные С. Курановым, свидетельствуют о его постоянных поисках новых форм театрально-концертных представлений. Синтез различных видов исполнительских искусств в его музыкально-драматических спектаклях «Неупиваемая чаша», «Живые источники России», «Живые источники земли самарской» (объединённых в «Русский проект»), «Военные письма» на музыку В. Гаврилина и тексты В. Астафьева, «Антиформалистический раёк», посвящённом 100-летию Д. Шостаковича, создаёт новое качество зрительского восприятия. Кроме того, С. Куранов осуществляет постановку новогодних музыкальных спектаклей филармонии, радующих не только детей, но и взрослых. Много усилий режиссер прилагает в работе с молодежной аудиторией, занимаясь просветительской деятельностью. В созданных им совместно с артистами ОЛиМПа музыкально-литературных композициях и спектаклях пропагандируются лучшие образцы музыкальных, поэтических и прозаических произведений. Его спектакли в жанре литературного театра дают возможность детям самых отдалённых районов и сёл Самарской области услышать литературную речь, живое звучание музыкальных инструментов и вокала.
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 331-332; Сайт Самарской государственной филармонии http://www.filarm.ru.
25 ЯНВАРЯ ЮБИЛЕЙ АРТИСТКИ БАЛЕТА ИНЕССЫ АЛЕКСЕЕВНЫ РУМЯНЦЕВОЙ
По окончании в 1977 году Таллиннского хореографического училища (класс И. Генераловой) И. Румянцева работала в Тартуском театре. С 1979 года – солистка балета Куйбышевского (Самарского) театра оперы и балета. И. Румянцева является первой исполнительницей партий Матери («Мужество» В. Успенского), сольной партии в «Болеро» М. Равеля, Мефистофеля («Вальпургиева ночь» Ш. Гуно), Змеи («Маленький принц» Е. Глебова), Паука («Муха-Цокотуха» Д. Салиман-Владимирова). Среди других партий, исполненных балериной на самарской сцене: Мирта («Жизель» А. Адана), Фея Сирени («Спящая красавица» П. Чайковского), Мерседес, Уличная танцовщица («Дон Кихот» Л. Минкуса), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Восточный танец («Щелкунчик» П. Чайковского), Фригия («Спартак» А. Хачатуряна), Жермон («Гусарская баллада» Т. Хренникова), Мама («Мамины сказки» П. Чайковского), Фея («Золушка» С. Прокофьева).
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-Р / Гл. ред. и сост. С.М. Лейбград; ред. И.В. Шелехова.- Самара, 1995.- С. 286.
26 ЯНВАРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА УКРАИНСКОЙ ССР, АРТИСТА ОПЕРЫ (ДРАМАТИЧЕСКИЙ БАРИТОН) ЯРОСЛАВА ВАСИЛЬЕВИЧА ИВАНОВА (26.01.1922-6.08.1992)
Я. Иванов – выпускник Рижской консерватории. Работал в Свердловском оперном театре. С 1957 по 1964 годы был ведущим солистом Куйбышевского театра оперы и балета. Одна из лучших его партий этого периода – Степан Калашников («Купец Калашников» А. Рубинштейна). Среди других партий: Риголетто («Риголетто» Дж. Верди), Тонио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Грязной («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Чезаре («Поцелуй Чаниты» Ю. Милютина), Амонасро («Аида» Дж. Верди), граф ди Луна («Трубадур» Дж. Верди), Дон Карлос («Эрнани» Дж. Верди), Алексей («Сердце тайги» Л. Книппера), Борис Годунов («Борис Годунов» М. Мусоргского), Князь Игорь («Князь Игорь» А. Бородина), Демон («Демон» А. Рубинштейна), Иван Шадрин («Иван Шадрин» В. Дехтерева) и др. С 1964 года в течение 25 лет Я. Иванов был ведущим солистом Харьковского театра оперы и балета.
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 124; Иванов В. Ярослав Васильевич Иванов / В. Иванов // История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2006.- С. 109-111 .
26 ЯНВАРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРТИСТКИ БАЛЕТА ТАМАРЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ БЕЛЬСКОЙ (26.01.1922-15.08.1998)
В 1941 году Т. Бельская окончила балетную школу при Горьковском театре оперы и балета. В 1941-1943 годах танцевала в труппе этого театра, затем работала в театрах Минска, Перми, Новосибирска, Харькова. В 1952-1964 годах Т. Бельская – солистка балета Куйбышевского театра оперы и балета. Исполняла партии классического плана, среди которых Фея Сирени («Спящая красавица» П. Чайковского), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), а также характерные партии: Индусский танец («Баядерка» Л. Минкуса), Магрибская красавица («Семь красавиц» К. Караева), Уличная танцовщица, Мерседес («Дон Кихот» Л. Минкуса), Испанский танец («Щелкунчик» П. Чайковского), Русский танец («Каменный цветок» С. Прокофьева), Панадерос («Раймонда» А. Глазунова), Танец с кастаньетами («Лауренсия» А. Крейна) и др.
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 116-117.
28 ЯНВАРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРТИСТА ОПЕРЫ (БАС) МИХАИЛА ДЕМЬЯНОВИЧА ДУНДУКА (28.01.1912-?)
В 1942-1946 годах М. Дундук работал в Киевском театре оперы и балета. С 1946 года стал артистом хора, а с 1953 по 1972 годы – солистом Куйбышевского театра оперы и балета. Среди наиболее значительных работ – партии Кончака («Князь Игорь» А. Бородина), Базилио («Севильский цирюльник» Д. Россини), Кочубея («Мазепа» П. Чайковского), Ивана Хованского («Хованщина» М. Мусоргского), Варлаама («Борис Годунов» М. Мусоргского) и др.
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 371.
28 ЯНВАРЯ 1992 ГОДА, 20 ЛЕТ НАЗАД, В САМАРСКОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «ЛЕТТИС И ЛАВИДЖ» П. ШЕФФЕРА
Перевод с английского И. Карелиной
Режиссер – народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР П. Монастырский
Художник – В. Колтунов
Музыкальное оформление – заслуженного деятеля искусств РСФСР М. Левянта
|
|