|
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. 2015 год Юбилеи: люди, даты, события...
12 ЯНВАРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 70 ЛЕТ АРТИСТУ ОПЕРЫ (БАРИТОН), НАРОДНОМУ АРТИСТУ РСФСР АНАТОЛИЮ ЯКОВЛЕВИЧУ ПОНОМАРЕНКО
 После окончания в 1971 году Киевской консерватории А. Пономаренко становится солистом оперы Куйбышевского театра оперы и балета. За более чем 40 лет его репертуар составили многочисленные разноплановые оперные партии, среди которых: Грязной («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Томский и Елецкий («Пиковая дама» П. Чайковского), Роберт («Иоланта» П. Чайковского), Император («Соловей» И. Стравинского), Гульельмо («Так поступают все женщины» В.А. Моцарта), Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Энрико («Колокольчик» Г. Доницетти), Жермон («Травиата» Дж. Верди), граф ди Луна («Трубадур»), Яго («Отелло» Дж. Верди), Валентин («Фауст» Ш. Гуно), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Скарпиа («Тоска» Дж. Пуччини), Амонасро («Аида» Дж. Верди), Князь Игорь («Князь Игорь» А. Бородина), Демон («Демон» А. Рубинштейна), Евгений Онегин («Евгений Онегин» П. Чайковского), Гамлет («Гамлет» С. Слонимского), Ренато («Бал-маскарад» Дж. Верди), Эгнатий («Сервилия» Н. Римского-Корсакова), Риголетто («Риголетто» Дж. Верди), Босуэлл («Мария Стюарт» С. Слонимского), Мама («Viva la Mamma!» Г. Доницетти), Марсель («Богема» Дж. Пуччини), Альфио («Сельская честь» П. Масканьи), Дулькамара («Любовный напиток» Г. Доницетти), Патриарх («Видения Иоанна Грозного» С. Слонимского) и др. Среди созданных им образов в опереттах Генрих Айзенштайн («Летучая мышь» И. Штрауса), Мистер Икс («Мистер Икс» И. Кальмана), граф Данило («Веселая вдова» Ф. Легара), Эдвин («Сильва» И. Кальмана) и др. Выступал на крупнейших музыкальных сценах страны (Санкт-Петербургская филармония, Концертный зал им. П.И. Чайковского, оперные театры страны) и за рубежом (Италия, Франция, Бельгия, Германия, Польша, Болгария, Бразилия). Певец сформировал обширный репертуар, состоящий из произведений русских, зарубежных и современных композиторов, народных песен, а также песен военных лет, с которым вел активную концертную деятельность. Кроме того, принимал участие в записи музыкальных теле- и радио программ. Неоднократно становился лауреатом различных российских и международных конкурсов вокалистов, среди которых: Украинский республиканский конкурс вокалистов (1968), Международный конкурс вокалистов им. П.И.Чайковского (1974), Международный конкурс вокалистов (Рио-де-Жанейро, 1975) и др. В 1991-1994 годах А. Пономаренко занимал пост председателя Самарского отделения СТД.
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Вперед>>
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Вперед>>
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 217-219; Маргина Е. Анатолий Яковлевич Пономаренко / Е. Маргина // История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2006.- С. 227-242; сайт Самарского академического театра оперы и балета (http://opera-samara.net/); База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/).
12 ЯНВАРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 55 ЛЕТ ЗАСЛУЖЕННОМУ АРИСТУ РФ АНДРЕЮ ВИКТОРОВИЧУ БЕРДНИКОВУ
 А. Бердников в 1981 году окончил Куйбышевский институт культуры. В 1982-1985 годах работал в Куйбышевском театре юного зрителя. Среди ролей этого периода: Генка («Подсвечник Чаадаева» Г. Полонского), Леандро («Король-олень» К. Гоцци), Тибул («Три толстяка» Ю. Олеши) и др. В 1985-1988 годах актер перешел в Сызранский драматический театр имени А.Н. Толстого, на сцене которого сыграл Незнамова («Без вины виноватые» А. Островского), Редькина («Эффект Редькина» А. Козловского), Сеню («Счастье мое» А. Червинского) и др. В 1988-1989 годах А. Бердников играл в театре-студии «Актер», существовавшей при Доме актера. Среди ролей: Карабас, Папа Карло («Приключения Буратино» по А.Н. Толстому), Художник («Не режьте пюре ножом» И. Брода) и др. В 1989 году сыграл в нескольких спектаклях Камерного театра ВАЗа (г. Тольятти): «Женитьба Фигаро» П.-О. Бомарше (Фигаро), «Утренняя жертва В. Малягина (Ливи), «Романтики» Э. Ростана (Страфорель), «Шарлатан» Р. Ламуре (Альберт) и др. В 1990-е годы артист работал в Самарском академическом театре драмы имени М. Горького. Среди сыгранных на его сцене ролей: Джордж («О мышах и людях» Дж. Стейнбека), Елецкий («Чужой хлеб» по И. Тургеневу) и др. В конце1990-х-начале 2000-х А. Бердников играл в спектаклях самарского театра «Понедельник»: «А не пришить ли нам старушку?!» по пьесе Дж. Патрика «Дорогая Памела», «Уезжаю!» А. Слаповского, «Козий остров» У. Бетти, «Лев зимой» Дж. Голдмэна, «Публике смотреть воспрещается» Ж. Марсана и др. На сцене Самарского Дома актера вместе с заслуженным артистом РСФСР О. Свиридовым А. Бердников сыграл в спектакле по пьесе А. Борщаговского «Король и шут», посвященной С. Михоэлсу. Наряду с работой в театре артист выступал на различных концертных площадках с чтецкими программами. В настоящее время А. Бердников – артист Магнитогорского драматического театра имени А.С. Пушкина.
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед>>
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед>>
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 123-124; База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/); Сайт Магнитогорского драматического театра имени А.С. Пушкина (http://www.dramteatr.com/).
14 ЯНВАРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРТИСТКИ ОПЕРЫ (СОПРАНО) НИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШАБАНОВОЙ (14.01.1925-03.09.2003)
Н. Шабанова в 1954 году, окончив Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского, поступила в оперную труппу Куйбышевского театра оперы и балета. За пять лет на его сцене она спела различные оперные и опереточные партии, среди которых: Повариха («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова), Нина («Угрюм-река» Д. Френкеля), Катарина («Укрощение строптивой» В. Шебалина), Елена («Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха), Одарка («Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского), Бронислава («Нищий студент» К. Миллекера), Розалинда («Летучая мышь» И. Штрауса) и др. Заметным творческим событием стало исполнение Н. Шабановой заглавной партии в опере Г. Крейтнера «Таня», поставленной в 1954 году впервые в стране. Уехав из Куйбышева, певица работала в Татарском государственном театре оперы и балета, Воронежском театре оперы и балета. Затем вернулась в Куйбышевский театр и проработала в нем с 1966 по 1969 годы. Впоследствии стала солисткой Московской государственной филармонии.
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1995.- С. 207; Хумарьян С. Нина Михайловна Шабанова / Сост. С. Хумарьян // История в портретах : т. 2. – Самара, 2010.- С. 182-185.
16 ЯНВАРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРТИСТА БАЛЕТА, ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА УЗБЕКСКОЙ ССР АЛЕКСАНДРА РОМАНОВИЧА ТОМСКОГО (16.01.1905-27.09.1970)
В 1923 году А. Томский окончил вечерние курсы Московского хореографического училища (педагог А.М. Мессерер). С 1922 года – в труппе Свободной оперы, в 1927-1929 годах – Московского театра оперетты. Работал в разные годы как танцовщик, затем как балетмейстер в театрах Свердловска, Перми, Ташкента, в Московском академическом Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, МАЛЕГОТе, в Большом театре. В 1964-1970 годах – зав. балетной труппой Большого театра. Осуществлял постановки за рубежом (в Сантьяго, Праге, Брно, Варшаве, Братиславе и др.). С именем А. Томского связано становление балетной труппы Самарского оперного театра. С 1933 до конца 1930-х годов А. Томский – премьер балета и балетмейстер Средневолжской краевой оперы – Куйбышевского театра оперы и балета. Среди постановок А. Томского: «Красный мак» Р. Глиэра, «Корсар» А. Адана, «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Конек-Горбунок» Ц. Пуни. В этих спектаклях А. Томский исполнял главные партии в дуэте со своей женой прима-балериной самарского балета Т. Кутасовой. Ставил танцы в операх «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, «Черевички» П. Чайковского, «Демон» А. Рубинштейна, «Кармен» Ж. Бизе.
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 104; Хумарьян С.П. Александр Романович Томский. Татьяна Дмитриевна Кутасова / С. Хумарьян // История в портретах: Т. 2. 70 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2010.- С. 34-37.
26 ЯНВАРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 60 ЛЕТ АРТИСТУ СЫЗРАНСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ А.Н. ТОЛСТОГО ВАЛЕРИЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ ТКАЧУКУ
 В. Ткачук окончил филологический факультет Туркменского государственного университета. Кроме того, он выпускник студии при Туркменском русском драматическом театре им. А.С.Пушкина. В настоящее время работает в Сызранском драматическом театре им. А.Н. Толстого. Среди ролей: Бродяга («Запретный алтарь» А. Чиркова), Лопахин («Вишневый сад» А. Чехова), Сиротов («Последний шанс» К. Георгиева), Созий («Амфитрион» Ж.-Б. Мольера), Микич Котрянц («Ханума» А. Цагарели), Финардо («Изобретательная влюбленная» Лопе де Вега), Мардарий («Жертвы века» А. Островского), Олег («Браво, Лауренсия!» Н. Птушкиной) и др. В. Ткачук – автор инсценировки романа А. Грина «Алые паруса», по которой был поставлен спектакль «Мечта» в Сызранском театре. Пишет пьесы, прозу и стихи.
Ист. информации: База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/); сайт Сызранского драматического театра им. А.Н. Толстого (http://syzran-drama.ru/); Интернет-портал «Литсовет» (http://www.litsovet.ru/); сайт «Журнал “Самиздат”» (http://samlib.ru/).
|
|