ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. 2015 год

Юбилеи: люди, даты, события...

ФЕВРАЛЬ

1 ФЕВРАЛЯ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ АРТИСТКА И ПЕДАГОГ БАЛЕТА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА СЕРГЕЕВА

Окончив хореографическую школу при Куйбышевском театре оперы и балета, в 1962 году Т. Сергеева стала артисткой балета. Более двадцати лет танцевала на сцене Куйбышевского (Самарского) академического театра оперы и балета сначала небольшие партии, потом маленькие сольные, затем ведущие роли. Среди исполненных партий: Жизель («Жизель» А. Адана), Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Принцесса Флорина («Спящая красавица» П. Чайковского), Барышня («Барышня и хулиган» Д. Шостаковича), Катерина («Каменный цветок» С. Прокофьева) и др. За свою творческую жизнь Т.Сергеева работала с разными балетмейстерами: В. Чабукиани, А. Шелест, Н. Даниловой, И. Чернышёвым, В. Манохиным, А. Берёзовой, Э. Танн, А. Шевелёвой. Каждый из них вносил новую краску, новый оттенок в её творчество. Следующим этапом в творческой биографии артистки стала учёба в Ленинградском хореографическом училище им. А. Вагановой на отделении педагогов-стажёров, на которую её направил И. Чернышёв. С отличием окончив двухгодичные курсы по специальности «преподаватель хореографических дисциплин», Т. Сергеева вернулась в Куйбышевский театр в качестве педагога-репетитора балетной труппы. В течение многих лет вела преподавательскую деятельность в общеобразовательной школе (вела классический танец в профильных классах), а с 1995 года стала преподавать в Центральной хореографической школе-десятилетке классический и историко-бытовой танец, сценическую практику. С 2006 года по настоящее время Т. Сергеева является также преподавателем хореографических дисциплин в Самарском хореографическом училище. Кроме того, она – куратор производственной (стажерской) практики студентов Поволжской государственной социально-гуманитарной академии и Самарского областного училища культуры, проводимой на базе хореографической школы.

 
 
 
 

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 331; сайт Детской центральной хореографической школы (http://www.atitude.ru); Юбилейный вечер Татьяны Сергеевой,17 февраля 2005 года: буклет.- Самара, 2005; Иванов В. Жизнь в балете /Валерий Иванов // Самарские известия.- 2005.- 22 февраля.

6 ФЕВРАЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 70 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОЙ АРТИСТКИ РСФСР НАТАЛЬИ ВИТАЛЬЕВНЫ РАДОЛИЦКОЙ (6.02.1945-17.06.1983)

Н. Радолицкая – выпускница Харьковского института искусств. Работала в Одесском музыкально-драматическом театре. В 1975 году стала одной из ведущих артисток Куйбышевского драматического театра. Среди наиболее ярких ролей: Дашенька Непряхина («Золотая карета» Л. Леонова), Машка («Левша» Б. Рацера и В. Константинова), Елена Андреевна («Дядя Ваня» А. Чехова), Софья («Зыковы» М. Горького), Надежда Монахова («Варвары» М. Горького), Жермен («Шестой этаж» А. Жери), Нина Макоед («Атланты и кариатиды» И. Шамякина), Ловийса («Дом на скале» Х. Вуолийоки), Дорина («Тартюф» Ж.-Б. Мольера), Элиза Дулитл («Пигмалион» Б. Шоу), Натаха («Усвятские шлемоносцы» по Е. Носову), Лидия Чебоксарова («Бешеные деньги»), Жозефина («Наполеон I» Ф. Брукнера) и др.

 
 
 
 
 

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 250-252; Монастырский П. Аншлаг / П. Монастырский.- М., 1988.- С. 80-86; Как быть актрисой?..: диалог о творчестве Н. Радолицкой ведут драматург И. Тумановская и критик Е. Жоголев // Волжская коммуна.- 1982.- 7 марта; Финк Э. Продолжение следует… / Э. Финк // Волжская заря.- 1982.- 6 марта; Игнашов А. Наталья Радолицкая : 38 лет жизни / А. Игнашов // Самарские судьбы.- 2007.- № 3.- С. 34-43.

7 ФЕВРАЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 65 ЛЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАМЕРНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА «САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ ОПЕРА», НАРОДНОМУ АРТИСТУ РФ ЮРИЮ ИСААКОВИЧУ АЛЕКСАНДРОВУ

Ю. Александров окончил Ленинградскую государственную консерваторию по двум специальностям: пианист (1974 г., класс профессора Л.Б. Уманской) и режиссер музыкального театра (1977 г., класс доцента М.Д. Слуцкой). С 1978 года стал режиссером-постановщиком Государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне – Мариинский театр), на сцене которого осуществил немало постановок русских и зарубежных опер. Режиссер поставил более 200 спектаклей в различных оперных театрах России и зарубежья. В 1987 году Ю. Александровым основан Камерный музыкальный театр. Творческая лаборатория, как это задумывалось режиссером изначально, со временем реорганизовалась в профессиональный государственный театр «Санктъ-Петербургъ Опера», хорошо известный не только в нашей стране, но и далеко за пределами российского оперного пространства. На сцене театра Ю. Александров впервые в России осуществил постановки опер: «Петр Великий — Царь всея Руси, или же Плотник из Ливонии», «Рита» и «Колокольчик» Г. Доницетти, «Сокол» Д. Бортнянского, «Тайный брак» Д. Чимарозы, «Игроки-1942» и «Антиформалистический раек» Д. Шостаковича, «Адриенна Лекуврер» Ф. Чилеа. Более 25 лет связывает творческое сотрудничество режиссера с Самарским академическим театром оперы и балета, на сцене которого им поставлены такие оперы, как «Колокольчик», «Пиратский треугольник», «Viva La Mamma!» и «Любовный напиток» Г. Доницетти, «Маддалена» С. Прокофьева, «Князь Игорь» А. Бородина, «Аида» Дж. Верди, «Флория Тоска» Дж. Пуччини. Сегодня Ю. Александров, помимо работы в «Санктъ-Петербургъ опере», Мариинском театре, а также в других музыкальных театрах, возглавляет кафедру музыкальной режиссуры в Санкт-Петербургской консерватории. Является лауреатом Государственной премии Казахстана, Национальной театральной премии «Золотая маска», Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Спектакль театра «Санктъ-Петербургъ Опера» «Поругание Лукреции» Б. Бриттена в постановке Ю. Александрова, участвовавший во II Всероссийском фестивале «Волжские театральные сезоны» (Самара, 2014 г.), удостоился премии в номинации «Лучший спектакль в музыкальном театре (опера)».

 
 
 

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 44-45; сайт САТОиБ (http://www.opera-samara.net); сайт Государственного Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» (http://www.spbopera.ru).

8 ФЕВРАЛЯ ОТМЕЧАЕТ 65-ЛЕТИЕ АРТИСТ ОРКЕСТРА САМАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА (ФЛЕЙТА) СЕМЕН МОННЕВИЧ ШВАРЦМАН

11 ФЕВРАЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 70 ЛЕТ АРТИСТУ ОРКЕСТРА САМАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА (СКРИПКА) ГЕННАДИЮ ВАЛЕНТИНОВИЧУ ЧЕРКАСОВУ

Г. Черкасов, окончив в 1973 году оркестровое отделение Казанской государственной консерватории (педагог Г.Х. Ходжаев), стал артистом оркестра Куйбышевского театра оперы и балета, с 1975 г. – 1-я скрипка. В течение многих лет был концертмейстером оркестра. Исполняет скрипичные соло в спектаклях театра, а также небольшие роли, связанные с игрой на скрипке: Сказочник Эгль («Алые паруса» В. Юровского), Музыкант («Сильва» И. Кальмана), Учитель танцев («Золушка» С. Прокофьева). Г. Черкасов - инициатор и участник многих камерных программ на сценах Дома актера, музыкального училища, СГАКИ, на радио и телевидении. Ведет преподавательскую работу.

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 185-186; Эскина Н. Геннадий Валентинович Черкасов / Н. Эскина // История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2006.- С. 257-259; База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/).

14 ФЕВРАЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 85-ЛЕТ ХУДОЖНИКУ САМАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ. М. ГОРЬКОГО, ВЕТЕРАНУ СЦЕНЫ ПЕТРУ АНДРЕЕВИЧУ ГОРБУНОВУ

10 ФЕВРАЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРТИСТКИ ОПЕРЫ (ЛИРИКО-КОЛОРАТУРНОЕ СОПРАНО) РАИСЫ ПЕТРОВНЫ ЕРМОЛАЕВОЙ (10.02.1925-16.01.2010)

Р. Ермолаева – уроженка Самарской губернии. В первые годы войны шестнадцатилетней девочкой работала в Куйбышеве на заводе. Отсюда в 1945 году счастливый случай привел её в местное музыкальное училище, в класс вокала А.Е. Огородниковой. После второго курса поставленный от природы голос диапазоном в 3,5 октавы, редкого по красоте тембра позволил рекомендовать девушку для учебы в Московской консерватории, куда она поступила в 1948 году в класс А.В. Неждановой. Окончив в 1953 году консерваторию, Р. Ермолаева поступила в труппу Куйбышевского театра оперы и балета. За пять лет ею исполнены различные партии, среди которых: Мюзетта («Богема» Дж. Пуччини), Лакме («Лакме» Л. Делиба), Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Царевна Лебедь («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова). С 1958 года на протяжении 20 лет Р. Ермолаева была солисткой Куйбышевской филармонии. В концертах исполняла арии Антониды («Иван Сусанин» М. Глинки), Джульетта («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Сольвейг («Пер Гюнт» Э. Грига), а также концерт для голоса с оркестром Р. Глиэра, романсы П. Чайковского и другие произведения. До самого последнего дня своей жизни она преподавала вокал в академии культуры и искусства, никогда не отказывала тем, кто обращался к ней за советом в этом непростом искусстве. В течение нескольких лет вместе с известными педагогами вела мастер-классы в летней творческой школе «Новые имена Тольятти».

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 40-41; Иванов В. Раиса Петровна Ермолаева / В. Иванов // История в портретах: Т. 2. 70 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2010.- С. 175-178; Иванов В. Антонина Нежданова называла ее своей крестницей / В. Иванов // Самарские известия.- 2010.- № 6 (19 января).

15 ФЕВРАЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 65 ЛЕТ АРТИСТУ БАЛЕТА, ЗАСЛУЖЕННОМУ АРТИСТУ РОССИИ ГЕННАДИЮ ВЛАДИМИРОВИЧУ АКАЧЕНКУ

В 1968 году Г. Акаченок, окончив Белорусское государственное хореографическое училище, стал солистом балета Куйбышевского театра оперы и балета. Его первая роль – партия Шута в балете «Лебединое озеро» П. Чайковского. За почти 20 лет им созданы разнообразные сценические образы. Среди основных партий: Шут («Семь красавиц» К. Караева), Премьер-министр, Нурали («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Альберт («Жизель» А. Адана), Черт («Девушка и смерть» В. Ковалева), Жан («Арлезианка» Ж. Бизе), Никез («Тщетная предосторожность» Г. Гертеля), Меркуцио («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева), Птица Альбатрос («Алые паруса» В. Юровского), Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса), Принц Дезире («Спящая красавица» П. Чайковского), Цезарь («Антоний и Клеопатра» Э. Лазарева), Поручик Ржевский («Гусарская баллада» Т. Хренникова), Гармодий («Спартак» А. Хачатуряна), Адам («Сотворение мира» А. Петрова), Квазимодо («Собор Парижской Богоматери» Ц. Пуни) и др. Стал первым исполнителем партий в постановках «Щелкунчик» П. Чайковского (Щелкунчик), «Ангара» А. Эшпая (Виктор), «Любовью за любовь» Т. Хренникова (Бараччио). В 1985-1988 годах Г. Акаченок работал в Красноярском академическом театре оперы и балета. Там же занялся педагогической деятельностью. Вернувшись в Куйбышев, год преподавал классический танец в областном училище культуры. В 1989 году артист стал репетитором балета в Куйбышевском театре. В течение 12 лет был ассистентом балетмейстера практически по всем спектаклям, поставленным на самарской сцене И. Чернышевым. Был постановщиком танцев и директором балета. Несколько лет Г. Акаченок преподавал в Самарской государственной академии культуры и искусств – был доцентом и заведущим кафедрой народного танца.

 
 
 
 
 

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 30-31; Воеводина Е. Геннадий Владимирович Акаченок / Е. Воеводина // История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2006.- С. 188-193; Эскина Н. В каждой роли – изюминка… / Н. Эскина // Самарские судьбы.- 2011.- № 5.- С. 80-89.

18 ФЕВРАЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДИРИЖЕРА ДАВИДА ВЛАДИМИРОВИЧА КАРАСИКА (18.02.1915-?)

Д. Карасик – выпускник Минской консерватории. После окончания учебы работал в Белорусском оперном театре. В 1951-1958 годах Д. Карасик – дирижер Куйбышевского театра оперы и балета, на сцене которого осуществил постановки опер «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Травиата», «Бал-маскарад», «Риголетто» Дж. Верди, «Лакме» Л. Делиба, «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Чародейка» П. Чайковского, «Царская невеста» Н. Римкого-Корсакова, «Дубровский» Э. Направника, балета «Корсар» А. Адана. В репертуаре Д. Карасика редко исполняемые спектакли: «Симон Бокканегра» Дж. Верди (в 1955 году была первая в СССР постановка), «Фра-Дьяволо» Д. Обера, «В бурю» Т. Хренникова и др.

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 174-175.

19 ФЕВРАЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 65 ЛЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ САМАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ТЕАТРА КУКОЛ «ЛУКОМОРЬЕ» ЛЬВУ НИКОЛАЕВИЧУ МИТРОФАНОВУ

Л. Митрофанов окончил отделение «Артист театр кукол» Куйбышевского музыкального училища (курс Р. Ренца). С 1971 по 1983 гг. был актером Куйбышевского театра кукол, возглавляемого Р. Ренцем. Основные роли: Создатель («Божественная комедия» И. Штока), Летчик («Маленький принц» А. Сент-Экзюпери), Битти («Механические псы» по Р. Бредбери), Хлыст («Лошарик» Г. Сапгира), Всадник («Военная тайна» по А. Гайдару), Матрас («Полосатая история» М. Супонина), Волк («Ищи и найдешь» А. Абу-Бакара), Крыса-пиратка («Остров капитанов» Г. Сапгира) и др. Характерная черта Л. Митрофанова – творческая неуспокоенность. Так в 1983 году он уехал в Челябинск, в театр кукол, возглавляемый известным режиссером В. Вольховским. Потом был художественным руководителем Иркутского кукольного театра, режиссером-постановщиком в Екатеринбурге. В 1985 году осуществил постановку спектакля «Два пуделя» С. Злотникова на сцене Куйбышевского Дома актера. В середине 1990-х артист окончил факультет театра кукол ЛГИТМиКа. Логичным продолжением его творческой биографии стало создание нового театра – театра кукол «Лукоморье», в 1999 году объединившего нескольких самарских актеров-кукольников. Затем Л. Митрофанов со своей дочерью М. Митрофановой, профессиональным театральным художником, придумали спектакль по пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке». Восемь лет шла работа над спектаклем «Маленький принц» по сказке А. Сент-Экзюпери. Все куклы были созданы руками самого режиссера по эскизам М. Митрофановой. В 2013 году театр получил статус муниципального. Создавая редчайшие по красоте и духовному смыслу спектакли, труппа театра стремится, чтобы интересное и важное в постановках нашли для себя и дети, и взрослые. Отличительной чертой спектаклей наряду с неординарным режиссерским решением, авторскими куклами является и ювелирная работа по их визуальному и музыкальному оформлению. Самарский театр кукол «Лукоморье» неоднократно принимал участие в профессиональных фестивалях: «Золотая Репка» (г. Самара), «Авиньон-99» (г. Самара), «Муравейник» (г. Иваново), «Международный фестиваль театров кукол городов-партнёров» (г. Саратов), «Фестиваль русских театров» (г. Штутгарт, Германия), «Ярмарка чудес» (г. Самара). Занимаясь всерьез режиссурой, Л. Митрофанов не забывает и актерскую профессию. Около 45 лет – таков его общий актерский стаж. Его работа в спектакле «Ашик-Кериб» по М. Лермонтову в Самарском театре кукол была удостоена губернской премии «Самарская театральная муза-2010» в номинации «Лучшая мужская работа второго плана в театре кукол».

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-Р / Гл. ред. и сост. С.М. Лейбград; ред. И.В. Шелехова.- Самара, 1995.- С. 107; База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/); Морская М. Уменье удивляться /М. Морская // Волжский комсомолец.- 1983.- 3 апреля; Ушакова Н. Ловкость рук всю жизнь выручает Митрофанова / Н. Ушакова // Комсомольская правда.- 2001.- 28 февраля; Пашинская Т. «Лукоморье» обретет свой дом / Т. Пашинская // Волж. коммуна.- 2013.- 19 апреля; сайт Самарского муниципального театра кукол «Лукоморье» (http://lukmor.ru); http://vk.com/stk_lukomorye?w=page-69169169_48562127.

23 ФЕВРАЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РСФСР АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВИЧА ВАСИЛЬЕВА (23.02.1915-1976)

А. Васильев начинал свою театральную деятельность в ТРАМе (Театре рабочей молодежи) под руководством Е. Белова. Здесь состоялось формирование Васильева-актера. Костя («Чужой ребенок» В. Шкваркина), Вожак («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского), Лука («На дне» М. Горького) – эти роли, сыгранные в ТРАМе, стали визитной карточкой артиста. Пройдя Великую Отечественную войну, он в послевоенные годы пришел в Куйбышевский ТЮЗ и более 30 лет играл на его сцене. Среди ролей: Павел Корчагин и Жухрай («Как закалялась сталь» по Н. Островскому), Ленин («Юность отцов» Б. Горбатова), Монтанелли («Итальянская история» по роману «Овод» Э.Л. Войнич), Ленин («Именем революции» М. Шатрова), Шут («Василиса Мелентьева» А. Островского), Фирс («Вишневый сад» А. Чехова), Крутицкий («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского), Родион Жуков («Белеет парус одинокий» по В. Катаеву), Паскино («Романтики» Э. Ростана), Бублик («Платон Кречет» А. Корнейчука), Раздватрис («Три толтяка» по Ю. Олеше), Карлсон («Малыш и Карлсон, который живет на крыше» по А. Линдгрен) и др. В качестве режиссера осуществил постановки «Домик-пряник» М. Стеглика, «Два клена» Е. Шварца, «Аленький цветочек» по С. Аксакову и др. В конце 1960-х А. Васильев руководил любительским театром клуба им. Дзержинского.

[ 1 ] [ 2 ] Вперед
 
 
 
[ 1 ] [ 2 ] Вперед

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 194.