|
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. 2013 год Юбилеи: люди, даты, события...
7 АВГУСТА ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ ХОРМЕЙСТЕР САМАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА САФРОНОВА
Еще в детстве у О. Сафроновой проявилась тяга к пению. Она нигде не училась музыке, но всегда любила петь, самостоятельно освоила баян, заучивала полюбившиеся песни и партии, подбирая их по слуху. Пришло время, когда она поняла, что музыка должна стать ее профессией. Сначала она поступила в музыкальное училище (там были специальности, на которые принимали без обучения в музыкальной школе), затем училась в Уральской консерватории. На пятом курсе она пришла на практику артисткой хора в Свердловский театр оперы и балета, где в то время работали такие мастера, как дирижер Е. Колобов и хормейстер Н. Попович, благодаря которым окончательно определилась ее творческая судьба – музыкальный театр. После Свердловского театра, уже имея определенный опыт, О. Сафронова около тридцати лет назад (1983 г.) пришла в хор Самарского академического театра оперы и балета. За прошедшие годы она участвовала во всех постановках оперных спектаклей, в числе которых «Князь Игорь» А. Бородина, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. Чайковского, «Аида», «Бал-маскарад», «Трубадур» Дж. Верди и др. Деятельность хормейстера О. Сафронова успешно совмещает с сольной карьерой. Среди исполненных вокальных партий – Камеристка («Карлик» А. Цемлинского), Половецкая девушка («Князь Игорь» А. Бородина), Инес («Трубадур» Дж. Верди), Великая жрица («Аида» Дж. Верди). Полнее всего О. Сафронова реализовала свой вокальный дар в созданном около пятнадцати лет назад вокальном классическом дуэте «Гармония» (Лина Мерникова – контральто, Ольга Сафронова - сопрано), завоевавший известность и любовь зрителей не только в Самаре, но и далеко за ее пределами. Дуэтом подготовлено более двадцати литературно - музыкальных программ, выпущено несколько дисков. Многие годы О. Сафронова является членом дискуссионного клуба библиотеки СТД, принимая участие в подготовке многих его заседаний.
Ист. информации: Романов П. Блаженство гармонии / П. Романов // Самар. неделя.- 2004.- 26 марта; Четверть века в театральном строю // Время.- 2008.- № 14 (14-20 апреля); Воеводина Е. Ольга Сафронова: «Музыка живет во мне» / Е. Воеводина // Репортер.- 2008.- № 12 (4 апреля).
9 АВГУСТА ИСПОЛНЯЕТСЯ 105 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РСФСР КОНСТАНТИНА АЛЕКСАНДРОВИЧА ДЕВЯТКИНА
К. Девяткин впервые вышел на сцену в своем родном городе Самаре в 1928 г. Ему повезло, так как в первые годы своей работы он встретил хорошего учителя А.И. Канина, от которого унаследовал приверженность к принципам реализма и художественной правды в раскрытии человеческих характеров во всей их сложности, с пониманием особинки каждого из них. В жизни К. Девяткина был один единственный театр – Куйбышевский театр драмы им. М. Горького (ныне Самарский академический театр драмы им. М. Горького), на сцене которого было сыграно много разнообразных ролей: Докукин («Рядом – человек» В. Молько), старшина Федор («Дачный тупик» И. Тумановской), Скворец («Ленинградский проспект» И. Штока), Тихон Вялов («Дело Артамоновых» по М. Горькому), Джератти («Опаленные жизнью» Д.П. Каллегари), лорд Стенли («Ричард III» В. Шекспира), Дон Октавио («Тогда в Севилье» С. Алешина), Чичерин («Шестое июля» М. Шатрова), Теодот («Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу) и др.
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед>>
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед>>
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова. - Самара, 1993. - С. 330-331; Финк Л. Красота особинки // Финк Л. В гриме и без грима.- Куйбышев, 1965.- С. 216-223.
9 АВГУСТА ЮБИЛЕЙ ВЕТЕРАНА СЦЕНЫ, ЗАСЛУЖЕННОЙ АРТИСТКИ РФ ПОЛИНЫ НАУМОВНЫ КУЗНЕЦОВОЙ-ЯНОВИЦКОЙ
Еще во время учебы П. Яновицкой в музыкальной школе-десятилетке по классу скрипки различные специалисты отмечали ее вокальные данные. В восьмом классе музыкальной школы она бросила скрипку и пошла на прослушивание к супругам Егоровым, приехавшим из Москвы создавать Уральскую консерваторию, в которой она потом училась и окончила в 1953 г. (класс О.И. Егоровой). До 1954 г. П. Яновицкая (лирико-драматическое сопрано) была солисткой Пермского оперного театра, с 1956 по 1970 г. – Свердловской и Оренбургской музкомедии. В 1969 г. она стала дипломантом Всероссийского смотра драматических и музыкальных театров, ей было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. В 1970 г. П. Яновицкая была приглашена в Куйбышевский театр оперы и балета (ныне Самарский академический театр оперы и балета), где она исполнила множество партий в операх и опереттах: Эльвира («Дон Жуан» В.А. Моцарта), Домна Сабурова («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Марцелина («Колокольчик» Г. Доницетти), Розалинда («Летучая мышь» И. Штрауса), Нинон («Фиалка Монмартра» И. Кальмана), Саффи («Цыганский барон» И. Штрауса), Ганна Главари («Веселая вдова» Ф. Легара) и др. С 1990 г. и до ухода на пенсию П. Яновицкая работала в театре ассистентом режиссера.
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со – Я, доп. / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995. - С.290-291; Хмельницкий Ю. Полина Наумовна Яновицкая-Кузнецова / Ю. Хмельницкий // История в портретах: Т. 2: 70 творческих портретов известных деятелей и артистов Самарского академического театра оперы и балета / сост. С.П. Хумарьян.- Самара, 2010.- С.287-289.
10 АВГУСТА ИСПОНЯЕТСЯ 85 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РЕЖИИССЕРА ДРАМЫ И ОПЕРЫ АЛЕКСАНДРА АНАТОЛЬЕВИЧА ТУМИЛОВИЧА (10.08.1928-18.08.1994)
А. Тумилович окончил исторический факультет Львовского университета, режиссерские факультеты ВГИКа и Харьковского театрального института. Он работал в театрах Запорожья, Кишинева, Нижнего Новгорода, Красноярска, Сызрани, в Грузии, Азербайджане, Дагестане. С 1978 по 1984 гг. А. Тумилович был главным режиссером Куйбышевского театра оперы и балета, где поставил оперы: «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Макбет» Дж. Верди, «Флория Тоска» Дж Пуччини, «Медея» Л. Керубини, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Тайный брак» Д. Чимарозы, «Иоланта» П. Чайковского, детские мюзиклы. В Куйбышевском театре драмы он поставил спектакль «Игра в джин» Д.- Л. Кобурна.
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со – Я, доп. / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995. - С.113.
16 АВГУСТА ЮБИЛЕЙ КАНДИДАТА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ТАТЬЯНЫ ВАЛЕНТИНОВНЫ ЖУРЧЕВОЙ
Т. Журчева – доцент кафедры русской и зарубежной литературы Самарского государственного университета, член правления и член секции критики Самарского отделения СТД. Участвовала в создании альманаха «Самарская сцена». Была редактором таких изданий, как альбомы «Наша история в лицах и событиях» (к 90-летию Самарского отделения СТД) и «Наш союз» (к 95-летию отделения), серия из пяти альбомов «Театральные портреты». Является редактором журнала «Театральный проспект», издаваемого Самарским отделением СТД. Кроме того, она стала автором и руководителем проекта при участии Самарского отделения СТД – научно-практического семинара «Новейшая драма ХХ-ХХI веков». С 2008 года состоялось 6 семинаров с участием самарских и тольяттинских драматургов В. Леванова, В. Дурненкова, Ю. Клавдиева, О. Савиной, Г. Грекова и др., с участием актеров и студентов актерских факультетов. Т. Журчева – руководитель студенческого театрального клуба. На счету Т. Журчевой более 50 статей о театре и культуре Самары и Самарской области в местной и московской прессе. Неоднократно была членом жюри различных театральных фестивалей: «Самарская театральная муза»; тольяттинских «Она и он», «Наш Шекспир», «Театральный круг», городского фестиваля водевилей А.П. Чехова «33 обморока». Входила в состав экспертного совета фестиваля «Золотая маска», I Всероссийского фестиваля «Волжские театральные сезоны». Участвовала в работе «Круглого стола» в рамках спецпрограммы фестиваля «Золотая маска»: «Теория и практика новой драмы» (2012). Была членом художественного совета театрального фестиваля «Постефремовское пространство» (Москва, 2010). В сентябре 2013 года в Самаре пройдет I межрегиональный фестиваль «Волга театральная», экспертный совет которого возглавляет Т. Журчева.
18 АВГУСТА ИСПОЛНЯЕТСЯ 65 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РСФСР ЮРИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ДЕМИЧА (18.08.1948-23.12.1991)
Юрий Демич окончил студию при Куйбышевском театре драмы (1966 г.) и ГИТИС (1971 г.). В 1966-1973 гг. он работал в Куйбышевском театре драмы им. М. Горького, был одним из лучших в плеяде ведущих актеров театра, где им сыграно около сорока ролей, среди них: Глумов («На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского), Валентин («Валентин и Валентина» М. Рощина), Бекташ («Материнское поле» по Ч. Айтматову), Маркиз Дорсет («Ричард III» В. Шекспира) и др. «Гамлет» - последняя и самая значительная работа Юрия Демича в Куйбышеве, которая определила его дальнейшую судьбу – он был приглашен Г. Товстоноговым в Ленинград. Годы работы в БДТ (1974-1988) принесли ему новые интересные роли: Пашка («Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова), Женька Тулупов («Три мешка сорной пшеницы» по В. Тендрякову), Влас («Дачники» М. Горького), Кошевой («Тихий Дон» по М. Шолохову), Моцарт («Амадеус» П. Шеффера) и др. За эти годы он был удостоен почетного звания «Заслуженный артист РСФСР» (1982 г.), Государственной премии СССР (1978 г.), премии Ленинского комсомола (1982 г.). В 1988 -1990 гг. Ю. Демич работал в Московском театре им. Ермоловой. Он много снимался в кино и на телевидении.
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова. - Самара, 1993. - С. 336; Русский драматический театр: энциклопедия.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.- С. 127-128; Иванов В. Сегодня ему было бы всего 60… / В. Иванов // Самар. известия.- 2008.- 20 августа.
26 АВГУСТА ИСПОНЯЕТСЯ 60 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РФ ЮРИЯ НИКОЛАЕВИЧА ДУВАНОВА
Ю. Дуванов окончил Свердловское театральное училище в 1976 г. (мастера курса А.А. Блинов, В.К. Козлов) и проработал до 1979 г. актером Магнитогорского театра драмы. Затем в разные годы работал в театрах Орла, Каменск-Уральска, Санкт-Петербурга. С 1981 по 1986 гг. он – актер Куйбышевского ТЮЗа (ныне театр «СамАрт»), на сцене которого сыграны роли: Сыромятников («Подсвечник Чаадаева» Г. Полонского), Бригелла («Король-Олень» К. Гоцци), Митрофан («Недоросль» Д. Фонвизина). В 1986-1988 гг. Ю. Дуванов – артист театра-студии «Актер» при Куйбышевском Доме актера – сыграл Сережу («Спортивные сцены 1981 года» Э. Радзинского), Ворону («Подземный переход») и др. В 1989 г. Ю. Дуванов стал артистом Тольяттинского Камерного драматического театра. На его сцене были сыграны роли: Жрец («Утренняя жертва» В. Малягина), Андрей («Последняя попытка» М. Задорнова) и др. В 1998 г. актер вернулся в Магнитогорский драматический театр имени А.С. Пушкина, где работает до сих пор. Занят во многих спектаклях театра, среди которых «Гамлет» и «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Бег» М. Булгакова, «Темные аллеи» по И. Бунину, «Время женщин» по Е. Чижовой, «Однажды в Майами» И.Б. Зингера и др. Получил премию – специальный приз жюри «За лучший дуэт» на XIII фестивале «Сцена-2011» в Челябинске.
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова. - Самара, 1993. - С. 369-370; сайт Магнитогорского драматического театра имени А.С. Пушкина (http://www.dramteatr.com/sostav/duvanov.php).
30 АВГУСТА ИСПОЛНЯЕТСЯ 90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРТИСТА БАЛЕТА ВИТАЛИЯ МИХАЙЛОВИЧА ГРИГОРЬЕВА (30.08.1923-?)
В 1934 г. В. Григорьев был принят в Ленинградское хореографическое училище (педагоги А. Пушкин, Б. Шавров). Он принадлежал к тому поколению, в жизни которого Великая Отечественная война стала решающим событием и реально повлияла на формирование его биографии. Когда началась война, ему было 16 лет, и он учился в предвыпускном классе. Училище было эвакуировано на Урал, потом закрыто. В. Григорьев поступил в артиллерийское училище, в 1942 г. ушел на фронт и вернулся в Ленинград только после Победы. Ему было сложно вернуться к занятиям балетом после трехлетнего перерыва, но любовь к выбранной профессии и сила воли помогли преодолеть все проблемы. В 1947 г. Григорьев оканчивает хореографическое училище и уезжает работать в Куйбышев, в театр оперы и балета, который стал единственным театром в его жизни. В то время в театре работала балетмейстер Н. Данилова, которая смогла увидеть сильные стороны дарования танцовщика, раскрыть его индивидуальность. В. Григорьев танцевал в основном характерные партии, он был не только прекрасным танцовщиком, но и великолепным драматическим актером, умеющим передать внутренний мир своих героев. Он проработал солистом Куйбышевского театра оперы и балета до 1979 г., где исполнил партии Шута («Лебединое озеро» П. Чайковского), Нурали («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Менго, Эстебана («Лауренсия» А. Крейна), Гамаша, Эспада («Дон Кихот» Л. Минкуса), Северьяна («Каменный цветок» С. Прокофьева), Квазимодо («Эсмеральда» Ц. Пуни) и др. Он осуществлял постановку танцев в оперных спектаклях театра, в спектаклях Куйбышевского ТЮЗа. После завершения карьеры танцовщика продолжал работать в театре помощником режиссера и художником-бутафором. В.М. Григорьев избирался членом Правления Куйбышевского (Самарского) отделения СТД, он был одним из инициаторов создания при библиотеке отделения дискуссионного клуба, который существует уже более 35-ти лет.
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова. - Самара, 1993. - С. 299; Хумарьян С. Виталий Михайлович Григорьев / С. Хумарьян // История в портретах: Т. 2: 70 творческих портретов известных деятелей и артистов Самарского академического театра оперы и балета / сост. С.П. Хумарьян.- Самара, 2010.- С.111-113; Тумановская И. Обязаны балету счастьем / И. Тумановская // Волж. коммуна.-1981.- 6 декабря.
|
|