М.Г. Лазарев родился в Ростове-на-Дону в семье военного. В 1941 году, едва окончив школу, он ушел добровольцем на фронт, был ранен, награжден боевыми орденами и медалями. Только после Победы он смог осуществить свою мечту – стать профессиональным актером (на театральные подмостки он вышел, еще будучи школьником). Окончив ГИТИС, он пять лет проработал в Днепропетровском русском драматическом театре.
В 1955-1992 годах М. Лазарев – артист Куйбышевского (Самарского) академического театра драмы им. М. Горького, где его мастерство достигло подлинного расцвета. М.Г. Лазарев, как никто другой, умел мыслить на сцене. Ему, артисту разностороннего дарования и огромного сценического обаяния, одинаково удавались драматические, лирические и острохарактерные роли: Петр («Последние» М. Горького), Мортимер («Мария Стюарт» Ф. Шиллера), Яго («Отелло» У. Шекспира), Никита («Дело Артамоновых» по М. Горькому), Ведерников («Годы странствий» А. Арбузова), профессор Серебряков («Дядя Ваня» А. Чехова), Тартюф («Тартюф» Ж.-Б. Мольера), Зосима («Братья Карамазовы» по Ф. Достоевскому), Бекингем (« Ричард III» У. Шекспира), Князь Пантиашвили («Проделки Ханумы» А. Цагарели), Цыганов («Варвары» М. Горького), Талейран («Наполеон Первый» Ф. Брукнера), Часовников («Океан» А. Штейна), Казмин («Последний посетитель» В. Дозорцева), Мартин Уэллер («Игра в джин» Д.-Л. Кобурна), Сагадеев («Тринадцатый председатель» А. Абдуллина), Дмитрий Николаевич («Тема с вариациями» С. Алешина), Родион Николаевич («Старомодная комедия» А. Арбузова) и др.
В 1964 году театральная общественность Куйбышевской области на отчетно-выборной конференции местного отделения Всероссийского театрального общества избрала его своим лидером. Трудно было тогда предположить, что наступает новый и очень важный период в жизни Куйбышевского (Самарского) отделения ВТО-СТД, которым он руководил в 1964-1976 и затем в 1979-1991 годах. Именно у Лазарева в 1966 году возникла идея постройки Дома актера, который был открыт в 1973 году, а теперь носит его имя. Работа Лазарева в Союзе театральных деятелей была уникальна по своей отдаче и влюбленности в дело.
М.Г. Лазарев был подлинным интеллигентом. Его личные качества, внутренняя культура, широчайший кругозор и редкая тяга к литературе, музыке и другим видам искусства определили его талант театрального педагога. Многие годы он преподавал мастерство актера и сценическую речь в студии при театре, воспитав не одно поколение артистов.