1 ИЮНЯ 2021 ГОДА САМАРСКОМУ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ТЕАТРУ ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИСПОЛНЯЕТСЯ 90 ЛЕТ

Открытие музыкального театра в Самаре, население которой в начале 30-х годов не достигало и двухсот пятидесяти тысяч человек, стало важным событием в культурной жизни провинции.

Попытки открыть в Самаре стационарный музыкальный театр возникали неоднократно. Но из-за различного рода проблем эти попытки были безуспешными. В это время одному из энтузиастов театрального дела Д. Южину удалось на четыре года организовать выступления оперной труппы в здании бывшего цирка «Олимп». После его разорения в 1925 году часть труппы вошла в музыкальное сообщество, созданное Ленинградским посредбюро работников искусств. Возглавил его Дагмаров.
А в 1930 г. дирижер, певец, антрепренер Ф. Вазерский создает Средне-Волжскую государственную передвижную оперную труппу. На основе этих двух коллективов и возник оперный театр.
Театр открылся 1 июня 1931 г. оперой М. Мусоргского «Борис Годунов». Первые спектакли проходили на сцене театра драмы, а затем в «Олимпе».
У истоков театра стояли выдающиеся российские музыканты – ученик Танеева и Римского-Корсакова, дирижер и композитор Антон Эйхенвальд, дирижер Большого театра Арий Пазовский, известный российский дирижер Исидор Зак, режиссер Большого театра Иосиф Лапицкий.
До 1936 г. театр назывался Средневолжской краевой оперой, с 1936 г. – Куйбышевский театр оперы и балета. В 1982 г. театру присвоено звание «академический». С 1991 г., после возвращения городу его исторического имени, театр стал называться Самарским академическим театром оперы и балета.

Основу репертуара театра всегда составляли произведения русской и мировой оперной и балетной классики. С афиш театра почти не исчезали оперы М. Глинки и А. Даргомыжского, М. Мусоргского и А. Бородина, Н. Римского-Корсакова и П. Чайковского, Дж. Верди и Дж. Россини, Ж. Бизе и Ш. Гуно, Г. Доницетти и Дж. Пуччини, балеты П. Чайковского, Л. Минкуса, А. Адана.
За 90-летнюю историю в традиции театра прочно вошло сотворчество с современными композиторами. Впервые на его сцене были осуществлены постановки опер «Степь» А. Эйхенвальда, «Таня» Г. Крейтнера, «Сердце тайги» Л. Книппера, «Улица дель Корно» К. Молчанова, «Иван Шадрин» В. Дехтерева, «Памятник» Ю. Левитина, «Гроза» В. Пушкова, «Виринея», «Мария Стюарт», «Гамлет» (всероссийская премьера оперы состоялась в 1993 г.) и «Видения Иоанна Грозного» С. Слонимского (в 1999 г. состоялась мировая премьера. Постановка осуществлена выдающимися мастерами 20 века: маэстро М. Ростроповичем в содружестве с режиссером Р. Стуруа, художником Г. Алекси-Месхишвили и балетмейстером А. Сигаловой), «Укрощение строптивой» В. Шебалина, балетов «Легенда о любви» Г. Крейтнера, «Утес» и «Возвращение» Э. Лазарева, «Помните!» А. Эшпая, оперетты А. Эйхенвальда «Табачный капитан».
В 1960 г. впервые в Европе балетмейстер Н. Данилова поставила балет на музыку великого индийского поэта, философа, композитора Р. Тагора «Читра», который стал настоящим художественным событием, а балетмейстер была удостоена премии им. Дж. Неру.
Благодаря Самарскому театру сценическую жизнь вновь обрели: «Купец Калашников» А. Рубинштейна, «Поцелуй» Б. Сметаны, «Симон Бокканегра», «Эрнани», «Макбет» Дж. Верди, «Миньон» А. Тома, «Почтальон из Лонжюмо» А. Адана, «Тайный брак» Д. Чимарозы, «Медея» Л. Керубини, «Страшный двор» С. Монюшко, «Соловей» И. Стравинского, «Маддалена» С. Прокофьева, «Сервилия» Н. Римского-Корсакова, «Черевички» П. Чайковского, «Карлик» А. фон Цемлинского, «Елка» В. Ребикова, «Арлекино» Ф. Бузони.
Особое место в истории города и биографии театра занимают годы Великой Отечественной войны, когда на Куйбышевской сцене работала труппа Большого театра (октябрь 1941-сентябрь 1943 гг.), и где 5 марта 1942 г. в исполнении оркестра ГАБТа под управлением дирижера С. Самосуда впервые была исполнена Седьмая симфония Д. Шостаковича.
Выдающиеся мастера Большого оказали огромное художественное влияние на коллектив молодого театра. Творческие связи объединяют наши театры и поныне. Частыми гостями на Самарской сцене бывают ведущие солисты оперы и балета Большого театра. А в 2005 г. в ознаменование 60-летия Победы коллектив Большого театра подарил самарцам новую встречу со своим искусством (балет Д. Шостаковича «Светлый ручей», опера М. Мусоргского «Борис Годунов», исполнение Седьмой симфонии Д. Шостаковича). В 2021 году было подписано соглашение о сотрудничестве между Большим театром и правительством Самарской области. Губерния и Большой театр планируют реализовывать новые совместные проекты, разрабатывать просветительские и образовательные программы, обмениваться передовым опытом в театральной сфере, проводить совместные культурные мероприятия.

Куйбышевский (Самарский) оперный всегда славился своими яркими высокопрофессиональными спектаклями. Хочется вспомнить тех, кто создавал их, чьи имена прочно вошли в историю театра. Это дирижеры: А. Эйхенвальд, заслуженный деятель искусств РСФСР и ТаССР* С. Бергольц, заслуженный деятель искусств РСФСР* И. Айзикович, народный артист РСФСР* Л. Оссовский, В. Беляков; режиссеры: И. Просторов, А. Пикар, С. Штейн, заслуженный артист МССР* Г. Геловани, заслуженный деятель искусств РФ и Казахстана* Б. Рябикин; художники: М. Мурзин, Б. Эрбштейн, Т. Старженецкая, Г. Эллинский; хормейстеры: В. Кропивницкий, заслуженный артист БССР* А. Бельский, И. Мертенс, В. Мертенс.

На сцене театра в разные годы пели такие прекрасные исполнители, как П. Агеева, О. Петрусенко, Н. Шпиллер, А. Алмазов, К. Дорожинский, заслуженные артисты РСФСР* А. Дольский, О. Волох, В. Денисенко, И. Зотов, С. Шевцов-Пронский, В. Шахновский, В. Соловьев, К. Тарасов, В. Никитина, Н. Коваленко, Б. Чуфаров, Г. Белоцерковская, Я. Иванов, Л. Левченко, Л. Мартынова; Н. Сухов, П. Конышев, А. Бельмесов, А. Серпер, О. Слюсаренко, В. Афанасьев, П. Губская, В. Киселев, заслуженные артисты РСФСР* В. Капишников, С. Бондаренко, И. Николаева, С. Чумакова, В. Черноморцев, Н. Полуденный, В. Навротский, Л. Тедтоева, П. Татаров, народный артист РФ* В. Храмов, заслуженные артисты РФ* Т. Протопопова, С. Шамшин и многие другие…
Балетная труппа театра, основанная в 1933 г., своими корнями связана с петербургской школой классического танца. Поэтому не случайно, что большинство руководителей самарского балета – петербуржцы. Это Евгения Лопухова, солистка Мариинского театра, участница «Русских сезонов» С. Дягилева, ставшая одним из первых балетмейстеров театра; ученица А. Вагановой заслуженный деятель искусств РСФСР* Наталья Данилова; блистательная танцовщица, балетмейстер, педагог народная артистка РСФСР Алла Шелест; солист Мариинского театра, ярчайший балетмейстер 20 века народный артист РСФСР* Игорь Чернышев; солист Мариинского театра, обладатель премии Парижской академии танца народный артист СССР Никита Долгушин; ученица Н. Долгушина заслуженный деятель искусств РФ* Надежда Малыгина. Неоценим вклад в становление самарского балета заслуженных артистов РСФСР* Л. Статкевич, В. Сергеева, Н. Щеголева; В. Лубенец, В. Кирпичниковой, Л. Медведевой, С. Россет, К. Гавриловой, Б. Гоман, С. Серовой, В. Григорьева, Э. Григорьевой, З. Никулиной, В. Капишниковой, Т. Надыровой, Т. Сергеевой… Блистательное созвездие балета 70-90-х – это заслуженные артисты РСФСР* Е. Брижинская, Г. Акаченок, О. Гимадеева, Н. Гимадеев, В. Пономаренко, Н. Шикарева, М. Козловский, В. Тимофеев; артисты С. Воробьев, Л. Синцова, А. Петров…
Яркая страница в жизни театра – фестивали, дающие возможность познакомиться с искусством крупных мастеров. В их числе: фестиваль оперного искусства «Самарская весна», фестиваль классического балета «Имени Аллы Шелест», фестиваль оперного искусства «Лики любви», международный фестиваль оперного искусства «Басы ХХI века», музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу», фестиваль «Звезды Мариинского театра в Самаре», фестиваль искусств «Песнь торжества» (к 70-летию Победы), «Имена» и др.
Развитие мирового музыкального искусства, расширение творческих возможностей для решения тех или иных задач при постановке спектаклей, современные требования к техническому оснащению театральных зданий потребовали изменений в Самарском театре. Поэтому в 2006 г. началась масштабная реконструкция здания театра, которая продолжалась около 5 лет. В результате проведенных работ полностью преобразилось само здание театра, его зрительный зал и зрительские фойе. Приведены в соответствие с международными стандартами сцена и все служебные помещения. Несмотря на все трудности, коллектив театра не прекращал свою творческую деятельность, работая на различных площадках города и области (Культурный центр «Дзержинка», Дом актера и др.). Большую часть этого сложного времени организационно-художественное руководство театром осуществлял заслуженный артист РФ Михаил Губский.

Первым спектаклем на новой сцене стала опера А. Бородина «Князь Игорь». Премьера состоялась 18 февраля 2011 г. В последующие годы было создано немало спектаклей, получивших большой зрительский резонанс: оперы «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова, «Мавра» И. Стравинского, «Служанка-госпожа» Дж.Б. Перголези, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. Чайковского, «Риголетто», «Аида» и «Травиата» Дж. Верди, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, хореографическая кантата «Свадебка» И. Стравинского, балеты «Анюта» В. Гаврилина, «Спящая красавица» и «Щелкунчик» П. Чайковского, «Тщетная предосторожность» Л. Делиба, П. Гертеля, «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Корсар» А. Адана, «Дама пик» А. Чайковского, Grand pas из балета «Пахита» на музыку Л. Минкуса и др. Театр активно сотрудничает в этих постановках с московскими мастерами из Большого театра, Новой оперы, с другими театрами России. Постановка «Травиаты» была осуществлена итальянским режиссером Антонио ди Лючия. 20 мая 2016 года состоялась премьера оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Г. Исаакяна.
Художественные поиски и достижения театра невозможны без сотворчества всех коллективов: оркестра, хора, балета, работников художественно-постановочных цехов и административного аппарата.
Среди тех, кто создавал современную историю театра, внеся свой неоценимый вклад, отдав многие годы служению театру, дирижер, заслуженный деятель искусств РФ* В. Коваленко; хормейстер, заслуженный деятель искусств РФ* В. Навротская (более 40 лет возглавлявшая коллектив хора театра), хормейстер О. Сафронова (в 2014-2019 годах); певцы: народные артисты РСФСР* А. Сибирцев, А. Пономаренко, заслуженные артисты РФ* Н. Ильвес, М. Губский; солистка балета и балетмейстер, заслуженный деятель искусств РФ* Надежда Малыгина, солистка балета заслуженная артистка РФ* М. Дворянчикова, артистка балета Наталья Стефанишина, художники Н. Хохлова, В. Крушинина, Т. Баранова; заслуженный работник культуры РФ, кавалер ордена Дружбы Н. Глухова (генеральный директор в 2011-2019 годах) и многие другие.

В настоящее время в оперной труппе театра – признанные мастера сцены: заслуженные артисты РФ*, народные артисты Самарской области* Евгения Тенякова, Андрей Антонов, Василий Святкин, заслуженные артисты РФ* Валерий Бондарев, Александр Бобыкин, народная артистка Республики Кыргызстан, заслуженная артистка РФ* Валентина Анохина, народная артистка Республики Ингушетия Татьяна Горшкова, заслуженные артисты Самарской области* Татьяна Гайворонская, Татьяна Ларина, Ирина Янцева, Георгий Цветков;
солисты оперы: Наталья Бондарева, Георгий Шагалов, Марина Зубчанинова, Алексей Перов, Наталья Фризе, Лия Габриелян, Анатолий Невдах и др. Продолжается сотрудничество с солистами Государственного академического Мариинского театра, Михайловского театра, Государственного академического Большого театра России, Московского музыкального театра «Геликон-опера», Московского театра «Новая опера» им. Е.В.Колобова, Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, московского государственного академического детского музыкального театра им. Н. Сац, с музыкальными театрами других городов России и зарубежными.

Самарский балет представляют: заслуженный артист РФ* Алексей Турдиев, заслуженные артисты Самарской области* Ксения Овчинникова, Дмитрий Пономарев, Анастасия Тетченко;
Диана Гимадеева, Вероника Землякова, Кирилл Софронов, Марина Накадзима, Сергей Гаген, Максим Маренин, Евгений Турдиев и др. С танцовщиками работают педагоги-репетиторы, в недавнем прошлом - ведущие солисты театра: заслуженная артистка РФ* Валентина Пономаренко, заслуженная артистка РФ* Ольга Бараховская (Гимадеева), Александр Петров.
Театр в настоящее время возглавляют: генеральный директор –Сергей Филиппов, художественный руководитель и главный дирижер – Евгений Хохлов, главный приглашенный балетмейстер – заслуженный артист РФ Юрий Бурлака, главный хормейстер – Максим Пожидаев, главный художник – Елена Соловьева.

Жизнь театра с каждым годом становится все более насыщенной интересными творческими событиями, расширяется его гастрольная география. Так, в декабре 2012 – январе 2013 гг. балетная труппа театра гастролировала по городам Италии и Германии, дав в общей сложности 36 спектаклей. В конце 2015 года состоялись длительные гастроли балетной труппы по городам Мексики. А в октябре 2015 года САТОБ впервые в своей истории принял участие в Международном фестивале музыки и танца в Бангкоке (Таиланд), будучи единственным представителем жанра классической оперы. Театр привез свои лучшие постановки: оперы «Князь Игорь» А. Бородина и «Тоска» Дж. Пуччини. Состоялся также симфонический концерт с участием солистов, оркестра и хора театра.

В 2015 году Самарский академический театр оперы и балета стал лауреатом премии Правительства РФ имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства (Распоряжение Правительства РФ от 27 августа 2015 г. № 1647-р).

С 2016 года спектакли Самарского академического театра оперы и балета регулярно номинируются на российскую национальную театральную премию «Золотая маска» (оперы «Пиковая дама» и «Леди Макбет Мценского уезда», балет «Эсмеральда») и попадают в ее лонг-лист (балет Кирилла Шморгонера «Серенада», оперетта «Тарам-парам, ни-на ни-на, или Квартирный вопрос их испортил», опера «Любовь к трем апельсинам»). В 2021 году театр получил первую в своей истории «Золотую маску»: премию вручили Татьяне Ногиновой за работу художника по костюмам в балете «Бахчисарайский фонтан» (2019).

С 2007 года САТОБ – участник Всероссийского фестиваля «Волжские театральные сезоны». Среди лауреатов М. Губский, Т. Ларина, К. Овчинникова, А. Анисимов, Т. Гайворонская, А. Антонов. В 2018 году на IV фестивале лучшим спектаклем в опере стала «Волшебная флейта» В.-А. Моцарта. За исполнение партии Томино в этом же спектакле приз в номинации «Лучшая мужская роль в опере» получил А. Кузенок, а за партию Эсмеральды в балете Ц. Пуни «Эсмеральда» К. Овчинникова стала победительницей в номинации «Лучшая женская роль в балете». В 2020 году солисты балета А. Тетченко и С. Гаген стали лауреатами V фестиваля в номинациях «Лучшая женская роль в балете» и «Лучшая мужская роль в балете» соответственно за партии в спектакле «Три маски короля» М. Крылова.
За последние 5 лет на сцене театра было поставлено немало спектаклей. Среди них балеты Grand pas Петипа, «Эсмеральда» и «Наяда и рыбак» Ц. Пуни, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, Вечер одноактных балетов Владимира Бурмейстера, «Самара Шостакович Балет I». Репертуар театра пополнился такими мировыми премьерами, как балет-притча Юрия Смекалова «Три маски короля» (2019) и его же балет-couture «Возвращение к жизни» (2020). Кроме того, в 2016 году состоялась мировая премьера оперетты «Тарам-парам, ни-на, ни-на, или Квартирный вопрос их испортил» на музыку Д. Шостаковича. Среди оперных премьер этого периода – «Кармен» Ж. Бизе, «Богема» и «Джанни Скикки» Дж. Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, «Опера о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Г. Банщикова, «Любовный напиток» Г. Доницетти, «Бал-маскарад» Дж. Верди.

С 2018 года в САТОБ действует Молодежная оперная программа. В течение нескольких лет молодые артисты, поступившие в программу по результатам конкурсного прослушивания, будут заниматься вокалом, пройдут мастер-классы солистов труппы театра, обучатся сценическому движению и актерскому мастерству. Кроме того, каждый из участников получит обширную сценическую практику, исполняя роли в постановках театра. По итогам программы выпускники смогут попасть в труппу Самарского оперного театра или стать приглашенными солистами.

Театр развивается, с каждым годом становится разнообразнее репертуар, ведется активная концертная деятельность, зрительный зал всегда полон… А, значит, впереди у Самарского академического театра оперы и балета новые открытия, новые интересные спектакли…
___________________________________________
* Все звания указаны на период работы в театре
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ист. информации: Самарский академический театр оперы и балета: 75 лет / Сост. Е. Воеводина.- Самара, 2006.- 72 с., ил.; История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2006; История в портретах: Т. 2. 70 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2010; сайт Самарского академического театра оперы и балета www.opera-samara.net; Интернет-ресурсы http://www.samru.ru/society/culture/15413.html; http://www.belcanto.ru/samara.html; http://www.riasamara.ru/rus/samara/about/kultura/article32846.shtml; Аитова К. Большой шаг : Самарская область и главный театр страны развивают сотрудничество / К. Аитова // Волж. коммуна.- 2021.- 17 марта.- С. 1,5.