ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. 2012 год

Юбилеи: люди, даты, события...

ДЕКАБРЬ

3 ДЕКАБРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 80 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРОЗАИКА И ДРАМАТУРГА ИРИНЫ ПАВЛОВНЫ ТУМАНОВСКОЙ (3.12.1932-25.02.2010)

И. Тумановская, окончив в 1955 году Куйбышевский государственный плановый институт, всерьез увлеклась писательским творчеством. В 1957 году в Куйбышевском издательстве вышел сборник ее рассказов «Встреча», в 1967 году увидел свет еще один сборник рассказов – «Здравствуй, мама». В 2005 году опубликована ее книга «Дней связующая нить», посвященная деятелям театра, с которыми общалась и сотрудничала писательница. Кроме того, И. Тумановская – автор нескольких пьес, а также инсценировок по различным произведениям, которые были поставлены на сценах театров Куйбышевской области. Среди них: «Дачный тупик», «Звездные ночи», «Кто ты, Женька?», «Если тебе нужна моя жизнь», в Куйбышевском театре драмы; «Механические псы» по Р. Брэдбери» и «Проданный смех» по Д. Крюсу в Куйбышевском театре кукол; «Эмигранты» по А.Н. Толстому в Сызранском драматическом театре. В течение многих лет в местной прессе публиковались ее очерки об актерах и режиссерах театров Куйбышева и области.

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 112-113.

8 ДЕКАБРЯ ЮБИЛЕЙ ЗАСЛУЖЕННОЙ АРТИСТКИ РФ ОЛЬГИ ИЗРАИЛЕВНЫ БАРАХОВСКОЙ (ГИМАДЕЕВОЙ)


После окончания в 1971 году Ленинградского хореографического училища (класс Ф. Балабиной) О. Бараховская была приглашена народной артисткой России Аллой Шелест в балетную труппу Куйбышевского академического театра оперы и балета. В течение 30 лет была ведущей балериной театра, исполнив немало партий, среди которых: Айша («Семь красавиц» К. Караева), Читра («Читра» Ниязи по Р. Тагору), Беатриче («Любовью за любовь» Т. Хренникова), Одетты-Одиллии («Лебединое озеро» П. Чайковского), Жизель («Жизель» А. Адана), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), принцесса Аврора, принцесса Флорина («Спящая красавица» П. Чайковского), Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса), Никия («Баядерка» Л. Минкуса), Эсмеральда («Эсмеральда» Ц. Пуни), Юлия («Ромео и Юлия» Г. Берлиоза), Клеопатра («Антоний и Клеопатра» Э. Лазарева), Фригия («Спартак» А. Хачатуряна), Кончитта («Юнона и Авось» А. Рыбникова), Жрица («Скифская сюита» С. Прокофьева), 7-й вальс, Прелюд («Сильфиды» Ф. Шопена), Царица Армида («Павильон Армиды» Н. Черепнина) и др. Гастролировала с театром в Испании, Германии, десятках городов России. С 1989 года О. Бараховская занимается педагогической деятельностью. С 2001 года перешла на должность репетитора по балету.

[ 1 ] [ 2 ] Вперед
 
 
 
[ 1 ] [ 2 ] Вперед

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 265-266; База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/); сайт Самарского академического театра оперы и балета (http://opera-samara.net/).

11 ДЕКАБРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 75 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РФ ОЛЕГА МИХАЙЛОВИЧА СВИРИДОВА (11.12.1937-21.02.2008)

Впервые О. Свиридов вышел на сцену после окончания школы во вспомогательном составе драматического театра в г. Николаеве, где с перерывами работал в 1954-1964 годах. В дальнейшем был актером театров в Жданове (1964-1967), Фрунзе (1967-1968, 1972-1977), Норильска (1968-1972). В 1977-1998 годах в труппе Куйбышевского (Самарского) театра драмы, на сцене которого сыграл много интересных ролей. Среди них: Тузенбах («Три сестры» А. Чехова), Английская королева, Царь («Левша-92» Б.Рацера, В.Константинова), Иван («Братья Карамазовы» по Ф. Достоевскому), Ленин («Синие кони на красной траве» М. Шатрова), Макмэрфи («А этот выпал из гнезда» Д. Вассермана), Наполеон («Наполеон Первый» Ф. Брукнера), Сталин («Дальше…дальше… дальше!» М. Шатрова), Суслов («Дачники» М. Горького), Телятев («Бешеные деньги» А. Островского), Хиггинс («Пигмалион» Б. Шоу), Барабошев («Правда хорошо, а счастье лучше» А. Островского), Сорин («Чайка» А. Чехова), Боаз («Сад» Й. Бар-Йосефа), Юстиниан («Отравленная туника» Н. Гумилева), Людовик XIV («Кабала святош» М. Булгакова), Гитлер («Колдун» по Л. Фейхтвангеру), Эзоп («Эзоп» Г. Фигейредо) и др. Параллельно с работой в театре, в 1983 году О. Свиридов окончил Куйбышевский государственный институт культуры (педагог А. Золотухин). С 1998 года до конца жизни артист работал в Самарском театре «Понедельник», сыграв Чарлза Трэвола Стэнтона («Опасный поворот» Дж.Б. Пристли), Ахова («Не все коту масленица» А. Островского), Сола Бозо («...А не пришить ли нам старушку?!!» Дж. Патрика), Эдоардо («Козий остров» У. Бетти), Генри II («Лев зимой» Д. Голдмэна), Старика («Тихий ангел» А. Слаповского), Фредрика Эгермана («Улыбки летней ночи» И. Бергмана), Михаила Распятова («Плачу вперед» Н. Птушкиной) и др. Принимал участие в постановке спектаклей по пьесам «Поминальная молитва» Г. Горина в театре «СамАрт» (Тевье), «Старая зайчиха» Н. Коляды в театре «Актерский дом» (Он). Кроме театра, в сфере интересов О. Свиридова была работа на телевидении: вел передачу «Музыкальный киоск» на Фрунзенском ТВ, «Музыкальный магазин» на Оренбургском ТВ, участвовал в телеспектаклях. Снимался в кинофильме «Моонзунд» (режиссер А. Муратов), выступал с чтецкими программами. Много времени он уделял педагогической работе: преподавал в студии при театре (среди его учеников О. Белов, В. Сухов, Э. Терехов), Куйбышевском государственном институте культуры, а также в Самарском Лицее философии и планетарного гуманизма. Многие годы он был активным участником различных вечеров и других мероприятий, проводимых на сцене Дома актера. В течение 23 лет был председателем дискуссионного клуба библиотеки Самарского отделения СТД. Творчество О. Свиридова в разное время было отмечено наградами, в числе которых орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Вперед
 
 
 
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Вперед

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 317-318; База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/); сайт театра «Понедельник» http://www.ponedelnik.ru.

11 ДЕКАБРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО ХУДОЖНИКА РФ, ТЕАТРАЛЬНОГО ХУДОЖНИКА ТАМАРЫ ГЕОРГИЕВНЫ СТАРЖЕНЕЦКОЙ (1912-2002)

С 16 лет Т. Старженецкая работала техником и архитектором в московской Архитектурно-проектной мастерской. Одновременно училась в студиях изобразительного искусства. В 1939 году поступила в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в Ленинграде. Но учебу прервала Великая Отечественная война. И только в 1943 году, вернувшись в Ленинград из эвакуации, она смогла продолжить учебу. М. Бобышев, педагог Т. Старженецкой, после защиты диплома пригласил ученицу писать по его эскизам декорации к балету Р. Глиэра «Медный всадник» для Театра оперы и балета им. С.М. Кирова в Ленинграде.
С первых постановок единство живописи и музыки стало творческим императивом Т. Старженецкой: «Музыку я чувствую в цвете, а цвет - в музыке». Посвятив театру более сорока лет жизни, она вошла в историю театрального искусства как талантливый, самобытный художник. Большим успехом для Т. Старженецкой стала постановка оперы Дж. Верди «Аида» (режиссер Б. Покровский), к которой она создавала декорации и эскизы костюмов. После того, как ее эскизы получили вторую премию на конкурсе на оформление балета П. Чайковского «Спящая красавица», объявленном Большим театром СССР, она приняла приглашение работать в театре. Затем в 1950-1954 она успешно воплотила оформление таких спектаклей, как оперу «Аида» Дж. Верди, балета Л. Делиба «Фадетта», «Демона» А. Рубинштейна, «Сказа о каменном цветке» С. Прокофьева и др. После того, как оформленный ею спектакль «Спартак» не состоялся, она ушла из театра, став вольным художником. Т. Старженецкая в течение тридцати лет участвовала в оформлении спектаклей театров Тбилиси, Еревана, Ташкента, Куйбышева, Саратова, Воронежа, Ярославля, Донецка, Одессы, Сыктывкара, Тулы, Ногинска, Волгограда, создала немало эскизов костюмов, в которых выступила изысканным графиком, деликатно и тонко работающим с цветом, создателем уникальных воображаемых портретов своих героев. Незначительная часть времени была отдана постановкам драматических произведений. Кроме того, художница много занималась станковой живописью.
В Куйбышевском театре оперы и балета Т. Старженецкая оформила спектакли: «Золушка» (1968, балетмейстер В. Манохин), «Аида» (1974, режиссер Б. Рябикин), «Спящая красавица» (1977, балетмейстер И. Чернышев), «Щелкунчик» (1978, балетмейстер И. Чернышев), «Лебединое озеро» (1978, балетмейстер И. Чернышев), «Евгений Онегин» (1982, режиссер А. Тумилович). Художником по костюмам в большинстве куйбышевских спектаклей Т. Старженецкой являлась ее дочь – И. Старженецкая.
Эскизы Т. Старженецкой к осуществленным и неосуществленным постановкам хранятся в музеях ГАБТ СССР, в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина, в домах-музеях А.С. Пушкина и П.И. Чайковского, в Центральном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки и других собраниях.

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 36; Сайт Галереи «На Ленивке» (http://www.inlenivka.ru/archive/tamara_starzheneckaja/article/); Сайт журнала «Русское искусство» (http://www.russiskusstvo.ru/exhibitions/moscow/a1603/).

18 ДЕКАБРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 75 ЛЕТ ЗАСЛУЖЕННОМУ АРТИСТУ РФ ВСЕВОЛОДУ МИХАЙЛОВИЧУ ТУРЧИНУ

Окончил Одесское мореходное училище (1957), ГИТИС (1968, курс Н. Михоэлс). Работал в театрах Сов. Гавани (1960-1962), Владивостока (1962-1965), Саратова (1965-1966), Ташкента (1979-1980), Воронежа (1980-1991). В 1966-1979 и с 1991 года актер Куйбышевского (Самарского) академического театра драмы им. М. Горького. Среди сыгранных на его сцене ролей: Константин («Дети Ванюшина» С. Найденова), Пухов («Традиционный сбор» В. Розова), Самохвалов («Сослуживцы» Э. Брагинского, Э. Рязанова), Алексей («Обыкновенный человек» Л. Леонова), Аграновский («Город на заре» А. Арбузова), Тюрин («Притворщики» Э. Брагинского, Э. Рязанова), Платонов («Океан» А. Штейна), Ганя Иволгин («Настасья Филипповна» по Ф. Достоевскому), Гусятников («В этом милом старом доме» А. Арбузова), Котэ («Проделки Ханумы» А. Цагарели), Паратов («Бесприданница» А. Островского), Войницкий («Дядя Ваня» А. Чехова), Беркутов («Волки и овцы» А. Островского), Андрей («Три сестры» А. Чехова), Президент («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Жорж («Ужасные родители» Ж. Кокто), Мортимер («Мария Стюарт» Ф. Шиллера), Хардинг («А этот выпал из гнезда» Д. Вассермана), Алан Люс («Бродвейский блюз» Н. Саймона), Дородный («Поздняя любовь» А. Островского), Черкун («Варвары» М. Горького), Доктор («Венецианские близнецы» К. Гольдони), Дункан («Макбет» В. Шекспира), Тимофеев («Пять вечеров» А. Володина), Господин Зеллер («Звуки музыки» Х. Линдсея, Р. Круза), Монтекки («Ромео и Джульетта» В. Шекспира), Евгений Аполлоныч Милонов («Лес» А.Островского), Беверли Уэстон («Август. Графство Осэйдж» Т. Леттса) и др. В. Турчин создал немало чтецких программ и спектаклей по различным произведениям, неоднократно показывавшихся на сцене Дома актера и пользовавшихся любовью зрителей. Среди них: «Фиалки по средам» А. Моруа, «Белая сирень» по Ю. Нагибину, музыкально-литературная композиция по опере А. Рубинштейна «Демон», «Наш Декамерон» Э. Радзинского, «Золотой теленок» по И. Ильфу и Е. Петрову, «Темные аллеи» по И. Бунину и др. Много работал на телевидении. Кроме того, В. Турчин много лет занимается педагогической деятельностью: преподавал в студии при Куйбышевском театре драмы (1971-1975), в КГИКе (1977-1979), в Ташкентском театрально-художественном институте (1979-1980), в Воронежском институте искусств (1980-1986), в Самарском педагогическом университете (в 1990-е годы). В настоящее время преподает актерское мастерство в Самарской государственной академии культуры и искусства.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 119; База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/); Сайт САТД им. М. Горького (http://www.dramtheatre.ru/).

18 ДЕКАБРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 75 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОМУ РАБОТНИКУ КУЛЬТУРЫ РФ, ЖУРНАЛИСТУ ЕВГЕНИЮ НИКОЛАЕВИЧУ ЖОГОЛЕВУ (18.12.1937-23.08.2012)

Е. Жоголев – выпускник филологического факультета Куйбышевского педагогического института. В журналистике – с 1960 года. Начинал с Колдыбанской (Красноармейской) районной газеты «Кировец», работал в газете «Крылья Родины», «Волжский комсомолец», на областном телевидении. С 1978 года работал в газете «Волжская коммуна»: начинал корреспондентом, затем стал заведующим отделом культуры, который возглавлял на протяжении двух десятилетий. Его перу принадлежат сотни рецензий, очерков, статей о различных проблемах культурной жизни региона. Особой авторской заботой для него был Куйбышевский (Самарский) академический театр драмы им. М. Горького. Ни одна премьера не обходилась без его вдумчивой, взвешенной и доброжелательной профессиональной оценки. Им открыто немало новых имен в самарской культуре, своим учителем и наставником его считают десятки уже известных самарских журналистов, работников культуры. В середине 1990-х годов Е. Жоголев стал заместителем редактора газеты «Волжская коммуна», а потом и ее редактором. Всего полтора года он возглавлял творческий журналистский коллектив областной газеты, но за это время произошло главное: газета нашла свое место в жизни губернии, обрела свое лицо в новое время. Е. Жоголев – лауреат областных журналистских конкурсов, в том числе премии им. А.И. Колосова.

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 59; портал православной газеты «Благовест» (http://благовестсамара.рф).

22 ДЕКАБРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 65 ЛЕТ НАРОДНОМУ АРТИСТУ РФ, АРТИСТУ ОПЕРЫ (БАРИТОН) ВИКТОРУ МИХАЙЛОВИЧУ ЧЕРНОМОРЦЕВУ

Виктор Черноморцев получил музыкальное образование в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс профессора В. Шушлина). В 1973-1974 годах являлся солистом Саратовского театра оперы и балета имени Н.Г. Чернышевского, а в 1974-1992 годах – солистом Куйбышевского театра оперы и балета. За этот период исполнил свыше 20 ведущих партий баритонового репертуара. Среди них: Роберт («Иоланта» П. Чайковского), Жермон («Травиата» Дж. Верди), граф ди Луна («Трубадур» Дж. Верди), Амонасро («Аида» Дж. Верди), Краун («Порги и Бесс» Дж. Гершвина), Грязной («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), князь Игорь («Князь Игорь» А. Бородина), Макбет («Макбет» Дж. Верди), Ивайло («Ивайло» М. Големинова), Евгений Онегин («Евгений Онегин» П. Чайковского) и др. В 1992 году В. Черноморцев стал солистом Венской государственной оперы, а в 1994 году дебютировал на сцене Мариинского театра, исполнив партию Скарпиа на премьере оперы «Тоска». С 1995 года В.Черноморцев является солистом Мариинского театра. В разные годы своей сценической деятельности гастролировал в Германии, Швейцарии, Чехии, Словакии, Финляндии, Бельгии, Австрии, Испании, США и Японии. В. Черноморцев – дипломант Международного конкурса вокалистов в Софии (Болгария, 1981), Всесоюзного смотра-конкурса творческой молодежи (1981), лауреат премии «Балтика» (2000), лауреат театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (2000, 2006), лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» за партию Альбериха в спектакле «Золото Рейна» Р. Вагнера (номинация «Лучшая мужская роль в опере», 2001).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 190-191; Сайт Мариинского театра (http://www.mariinsky.ru); Сайт национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» (http://www.goldenmask.ru).

24 ДЕКАБРЯ ЮБИЛЕЙ ЗАСЛУЖЕННОЙ АРТИСТКИ РФ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ МЕТЕЛИЦЫ

Н. Метелица в 1981 году окончила Куйбышевский государственный институт культуры (педагог В. Салопов). Работала в Ярославском государственном театре юного зрителя, Хабаровском краевом театре драмы, Вологодском областном драматическом театре, Самарском муниципальном театре «Камерная сцена». В творческом багаже актрисы немало различных ролей, среди которых: Агафья Тихоновна («Женитьба» Н. Гоголя), Анеля («Дамы и гусары» А. Фредро), Варвара Харитоновна («Поздняя любовь» А. Островского), Ирина («Подари мне лунный свет» О. Данилова), Маргарита («Мастер и Маргарита» М. Булгакова), Нина Заречная («Чайка» А. Чехова), Раневская («Вишневый сад» А. Чехова), Элинор («Лев зимой» Д. Голдмена) и др. В настоящее время Н. Метелица – доцент кафедры актерского мастерства Института современного искусства и художественных коммуникаций Самарской государственной академии культуры и искусства.

Ист. информации: База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/).

В ДЕКАБРЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ 25 ЛЕТ САМАРСКОМУ МУНИЦИПАЛЬНОМУ ТЕАТРУ «САМАРСКАЯ ПЛОЩАДЬ»