ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. 2012 год

Юбилеи: люди, даты, события...

ОКТЯБРЬ

1 ОКТЯБРЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ МУЗЫКИ

С музыкой человечество знакомо с давних времен. В пещерах Африки сохранились наскальные рисунки давно исчезнувших племен. На рисунках изображены люди с музыкальными инструментами. В 2000 году китайские археологи обнаружили музей музыкальных инструментов, созданных 2 тысячи лет назад, в эпоху династии Хань.

С 1975 года ежегодно 1 октября во всем мире отмечается Международный день музыки (International Music Day), который был учрежден по инициативе Международного музыкального совета (IMC) при ЮНЕСКО. Решение о его проведении было принято на 15-й Генеральной ассамблее IMC в Лозанне в 1973 году. 30 ноября 1974 года председатель Международного музыкального совета, сэр Иегуди Менухин и его заместитель Борис Ярустовский обратились к членам IMC с письмом, в котором сообщалось, что первый Международный день музыки будет проведен 1 октября 1975 года. Проведение этого Дня преследует следующие цели: распространение музыкального искусства во всех слоях общества; реализация присущих ЮНЕСКО идеалов мира и дружбы между народами, развития культур, обмена опытом и взаимного уважительного отношения к эстетическим ценностям друг друга. В письме приводился также план музыкальных мероприятий, которые могли бы быть посвящены этому Дню: акцентные концерты; творческие встречи с композиторами, исполнителями, музыковедами; выставки музыкальных инструментов и произведений искусства и фотографий, связанных с музыкой.

В России Международный день музыки отмечается с 1996 года, когда исполнилось 90 лет со дня рождения гениальнейшего композитора ХХ века Д. Шостаковича, одного из инициаторов учреждения этого праздника.

Библиотека СТД располагает разнообразной специальной музыкальной литературой. Кроме этого, в фонде есть немало художественных произведений, посвященных музыке и музыкантам.

Темой музыки пронизана поэзия К. Батюшкова и А. Пушкина, М. Лермонтова и В. Тютчева, В. Фета и К. Бальмонта, В. Иванова и И. Бунина, И. Северянина и М. Волошина, А. Блока и М. Цветаевой, О. Мандельштама и Б. Пастернака, А. Ахматовой и О. Берггольц, А. Твардовского и Р. Гамзатова, Н. Матвеевой и Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского и Ю. Друниной, Е. Евтушенко и Б. Окуджавы, Ю. Левитанского и Р. Рождественского, К. Симонова и Д. Самойлова, Дж. Байрона и Ф. Шиллера, В. Шекспира и А. де Мюссе, И.-В. Гете и В. Гюго, Ф. Гарсиа Лорки и Р.М. Рильке, П. Элюара и П. Верлена…

Среди прозы, посвященной музыке и музыкантам, произведения А. Пушкина, А. Куприна, Н. Лескова, В. Короленко, А. Чехова, а также «Рыцарь бедный. Книга о Мусоргском» Р. Добровенского, «Белая сирень» (о С. Рахманинове) и «Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана» Ю. Нагибина, повести О. Черного «Римский-Корсаков» и «Молодой Скрябин», «Чайковский» Н. Берберовой, «Токката жизни (Прокофьев)» Ф. Розинера, «Один против судьбы. Повесть о жизни Людвига ван Бетховена» А. Згоржа, «Молодой Верди. Рождение оперы» А. Бушен, «Грезы любви. Роман о жизни Ференца Листа» Ж. Харшаньи, «Возвышенное и земное» (о В.-А. Моцарте) Д. Вейса, «Образ любви. Повесть о жизни Фредерика Шопена» Е. Брошкевича, «Осуждение Паганини» А. Виноградова, «Над рекой Утратой. Повесть о Шопене» С. Могилевской, «Шопен» Б. Пастернака, «Альтист Данилов» В. Орлова, «Жизнь Бетховена» Р. Роллана, «Доктор Фаустус» Т. Манна, «Контрабас» П. Зюскинда и др.

Музыка обладает огромной силой. На свете найдется мало людей, равнодушных к музыке. Многие композиторы пытались выразить через нее состояние своей души. Их великие имена всегда с благодарностью будут произносить потомки. Музыка не стареет, она будет жить столько, сколько будет существовать человек.

По материалам Интернет-ресурсов www.calend.ru; http://ru.wikipedia.org; http://musicsamara.ru.

3 ОКТЯБРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 65 ЛЕТ ЗАСЛУЖЕННОМУ АРТИСТУ РФ, АРТИСТУ САМАРСКОГО ТЕАТРА ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ «САМАРТ» ЮРИЮ ИВАНОВИЧУ ДОЛГИХ

Ю. Долгих – выпускник Государственного института театрального искусства имени А.В.Луначарского (педагог С. Собинова). Работал в Алтайском государственном театре для детей и юношества. В труппе Куйбышевского театра юного зрителя (ныне театра «СамАрт») с 1978 года.
За 35-летнюю творческую жизнь в Куйбышеве-Самаре сыграл много различных ролей: Том Сойер («Том Сойер» по М. Твену), Малыш («Малыш» по А. и Б. Стругацким), Дерамо («Король-олень» К. Гоцци), Дракон («Дракон» Е. Шварца), Винни-Пух («Винни-Пух и все, все, все» А. Милна), Маугли («Маугли» Р. Киплинга), Лопотухин («А всё-таки она вертится, или Гуманоид в небе мчится» А. Хмелика), Бой-лейтенант, Папа и Коммодор («Папа, папа, бедный папа...» А. Копита), Карбаччио и Моска («Вольпоне» Б. Джонсона), Менахем («Поминальная молитва» Г. Горина), Лоренцо («Ромео и Джульетта» У. Шекспира), Полоний, могильщик («Гамлет») У. Шекспира), Панталоне («Синее чудовище» К. Гоцци), Хомяк («Бумбараш» Ю. Кима, В. Дашкевича (по А.Гайдару)), священник («Мамаша Кураж» Б. Брехта), Хирин («Доктор Чехов и другие…»), доктор, Макс, слуга Маргаритова («Семь способов соблазнения» А. Аверченко), Марсело («Вино из одуванчиков» М. Бартенева и А. Шелыгина при участии М. Кислярова), Марк («Последняя любовь» В. Мухарьямова), Земляника («Ревизор» Н. Гоголя), Дулебов («Таланты и поклонники» А. Островского), адвокат («Фальшивый купон» Л. Толстого), Сорин («Чайка» А. Чехова) и др. В течение многих лет Ю. Долгих выступает также в качестве режиссера. Среди поставленных им спектаклей: «Мурлин Мурло» Н. Коляды, «Эй, ты, здравствуй!» Г. Мамлина, «Записки русского путешественника» Е. Гришковца, «День рождения Кота Леопольда» А. Хайта, «Я Вас люблю, Ромашка!» С. Козлова, «Валентин и Валентина» М. Рощина, «Сказка о Щелкунчике и Мышином короле» Ю. Долгих, С. Макарова по мотивам Э.Т.А. Гофмана и др.
Ю. Долгих – участник Национального фестиваля «Золотая маска» (со спектаклями «Бумбараш», «Мамаша Кураж», «Фальшивый купон»), участник международных фестивалей на Кубе, в Великобритании, Японии, Германии, Франции, Южной Корее, Венгрии, Нидерландах, участник ко-продукции России и английской театральной компании «Cleveland theatre company» (роль Шантеклера и Фрая в спектакле «Кентерберийские рассказы» по Дж. Чосеру). Кроме того, артист является лауреатом губернского профессионального конкурса «Самарская театральная муза» за роль Хирина («Юбилей») в спектакле «Доктор Чехов и другие…» (1999), награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Много работал на телевидении. В течение долгого времени был членом правления Самарского отделения СТД, принимал активное участие в мероприятиях, проводимых на сцене Дома актера, был общественным директором Дома актера. Много лет занимается педагогической деятельностью. Преподает в Самарской государственной академии культуры и искусств. Многие его ученики успешно работают в театре «СамАрт» и других театрах.

Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед
 
 
 
 
Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 351; База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/); сайт театра «СамАрт» (www.samart.ru).

17 ОКТЯБРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ ИСКУССТВ РСФСР АЛЕКСАНДРА АВРААМОВИЧА РИВМАНА (17.10.1922-30.08.2010)

Окончил Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого (курс народного артиста СССР К.П. Хохлова). Режиссерскую деятельность начинал в театрах Каменец-Подольска, Коврова, Бельц. С 1956 года – режиссер (в 1979-1986 годах – главный режиссер) Сызранского драматического театра им. А.Н. Толстого, на сцене которого осуществил постановку более 160 спектаклей. В репертуарном списке А. Ривмана – классические названия: «Виндзорские насмешницы», «Двенадцатая ночь», «Комедия ошибок» В. Шекспира, «Три сестры» А. Чехова, «Доходное место», «Невольницы», «Последняя жертва», «Банкир», «Свои люди – сочтемся» А. Островского, «Власть тьмы» Л. Толстого, а также современная драматургия: «Золотая карета» Л. Леонова, «В день свадьбы» В. Розова, «Иркутская история» А. Арбузова, «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Деньги для Марии» В. Распутина и др. Как участнику Великой Отечественной войны, Ривману была близка военная тема, что проявилось в спектаклях «Русские люди», «Случайный вальс» и «Так и будет» К. Симонова, «Отпуск по ранению» В. Кондратьева, «Прости меня» В. Астафьева, «В списках не значился» и «А зори здесь тихие» Б. Васильева. Многолетняя творческая дружба связывала режиссера с самарским драматургом В. Молько, чьи пьесы и инсценировки, среди которых «Дело Артамоновых» по М. Горькому и «Хромой барин» по А. Толстому, он ставил на сызранской сцене. А. Ривмана по праву считали и считают своим учителем многие артисты, среди которых не только артисты Сызранского театра заслуженные артисты РФ Л. Дымова и Б. Карыгин, но заслуженные артисты РФ Т. Лебедева-Антошкина (Малый театр), С. Степаненко (Ленком), актриса В. Николенко (Театр имени Пушкина), а также главный режиссёр Минского русского драматического театра народный артист Белоруссии В. Луценко.

 
 
 
 

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 268-269; Интернет-портал «Маленькая Сызрань (http://syzran-small.net); Иванов В. Всю жизнь – в строю / В. Иванов // Самара и губерния.- 2010.- № 2.

18 ОКТЯБРЯ 2002 ГОДА, 10 ЛЕТ НАЗАД, НА СЦЕНЕ ТЕАТРА «САМАРТ» СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «НА ДНЕ» ПО ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО

Постановка заслуженного деятеля искусств РФ А. Кузина
Сценография и костюмы Ю. Гальперина

30 ОКТЯБРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРТИСТКИ ОПЕРЫ (ЛИРИЧЕСКОЕ СОПРАНО) ТАМАРЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ДЕРЖАВИНОЙ (30.10.1902-?)

В 1925-1930 годах училась в Татарском техникуме искусств. Пела в Казани, Нижнем Новгороде. В 1932-1954 годах – солистка Куйбышевского театра оперы и балета. Среди партий: Эмма («Хованщина» М. Мусоргского), Елена («Лакме» Лю Делиба), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно), Тамара («Демон» А. Рубинштейна), Недда («Паяцы» Р. Леонкавалло), Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Чио-Чио-сан («Мадам Баттерфляй» Д. Пуччини), Маша («Дубровский» Э. Направника), Леонора («Трубадур» Дж. Верди), Иоланта («Иоланта» П. Чайковского), Татьяна («Евгений Онегина» П. Чайковского), Снегурочка («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе), Ларина («Евгений Онегин» П. Чайковского), Ильинична («Тихий Дон» И. Дзержинского), партии в музыкальных комедиях «Аршин мал алан» У. Гаджибекова, «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова, «Холопка» Н. Стрельникова, «Табачный капитан» А. Эйхенвальда и др. После завершения певческой карьеры работала инспектором сцены Куйбышевского театра оперы и балета.

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 339.