|
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. 2013 год Юбилеи: люди, даты, события...
7 ИЮНЯ ЮБИЛЕЙ АРТИСТКИ ХОРА САМАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ТАТЬЯНЫ ОРЕСТОВНЫ ИВАНОВОЙ (ДРАМАТИЧЕСКОЕ СОПРАНО)
Т. Иванова окончила дирижёрско-хоровое отделение Самарского училища культуры (педагог Б.Г. Брагинский), затем Самарскую государственную академию культуры и искусств. Многие годы работает в хоре Самарского академического театра оперы и балета, принимает участие в хоровых партиях большинства спектаклей театра (русская и зарубежная классика, оперы современных композиторов, оперетты).
Ист. информации: База данных «Актёры России» (http://www.theatreinform.ru/bd/Actor/). <
10 ИЮНЯ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РФ, АРТИСТКА ОПЕРЫ (ЛИРИЧЕСКОЕ СОПРАНО), ВЕТЕРАН СЦЕНЫ ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА ПРОТОПОПОВА
Поскольку вокальные возможности Татьяны проявились рано, она поступила в Барнаульское музыкальное училище, где попала в класс талантливого педагога, мастера С.Г. Вайнштейна, который заложил основы её вокального мастерства, воспитал чувство стиля и развил музыкальный вкус. По окончании училища она поступила в Новосибирскую государственную консерваторию в класс педагога народной артистки СССР Л.В. Мясниковой. Её сценический дебют состоялся ещё в годы учёбы в консерватории в опере К. Глюка «Орфей и Эвридика», поставленной силами студентов. После успешной премьеры певица была приглашена в Новосибирский государственный театр оперы и балета, где работала параллельно с учёбой.
В разные годы Т. Протопопова работала в Львовском государственном академическом театре оперы и балета, в оперном театре г. Брно (Чехия).
Самая яркая страница её творческой биографии (более четверти века) – работа в Куйбышевском театре оперы и балета (ныне САТОиБ), куда её пригласил дирижёр Л. Оссовский. Она с успехом дебютировала на самарской сцене в 1979 г., когда ей была поручена партия Марфы – ввод в спектакль «Царская невеста».
За годы работы Т. Протопопова создала яркие женские образы: Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского), Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова), Снегурочка («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова), Дездемона («Отелло» Дж. Верди), Оксана («Черевички» П. Чайковского), Соня Гурвич («Зори здесь тихие» К. Молчанова) и многие другие.
В 1993 г. композитор С. Слонимский под впечатлением от исполнения Т. Протопоповой роли Офелии в его опере «Гамлет» пообещал написать партию на ее голос. Именной партией певицы стала партия Вешнянки в опере «Видения Иоанна Грозного», мировая премьера которой состоялась в 1999 г. на самарской сцене
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Вперед>>
«Доротея» Т. Хренникова. Т. Протопопова, А. Пономаренко.
«Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова. Сцена из спектакля.
«Так поступают все женщины» В.А. Моцарта. Т. Протопопова, Г. Арковенко.
«Колокольчик» Г. Доницетти Сцена из спектакля.
|
|
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Вперед>>
Ист. информации: Воеводина Е. Татьяна Александровна Протопопова / История в портретах. 75 творческих портретов известных деятелей и артистов Самарского академического театра оперы и балета.- Самара, 2006.- С.341-345; Каракозова И. Бондаревы: Либретто жизни. Музыкально-театральная биография в четырех действиях, с прологом, антрактами и дивертисментом.- Ульяновск, 2012; База данных «Актеры России» (http://www.theatreinform.ru/bd/Actor/)..
13 ИЮНЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 70 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РФ, АРТИСТА ТЕАТРА ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ «САМАРТ» ИГОРЯ МИХАЙЛОВИЧА ДАНЮШИНА
В 1960 г. И. Данюшин поступил на физический факультет Ростовского государственного университета, где сразу стал посещать студенческий театр факультета «Мост», затем общеинститутский студенческий театр «Камертон», созданный им со своими товарищами. Окончив в 1965 г. университет, он в 1968 г. становится артистом Ростовского театра юного зрителя, потому что любовь к театру взяла верх над физикой и определила всю его дальнейшую судьбу. В его биографии были Красноярский и Орловский тюзы, но главным в его творческой биографии стал Куйбышевский (Самарский) театр юного зрителя «СамАрт», где И.М. Данюшин работает с 1977 г. В детском театре им сыграно немало сказочных героев и персонажей современных и классических произведений: Шишок («Шишок» А. Александрова), Тарталья («Король-Олень» К. Гоцци), Юсов («Доходное место» А. Островского), Сатин, Актер («На дне» М. Горького), Шер-Хан, Каа («Маугли» по Р. Киплингу), Отец («Ужин на пятерых» Э. Ветемаа), Лейзер («Поминальная молитва» Г. Горина) и многие другие. В 1995 г. за роль Вольпоне (в одноименной пьесе Б. Джонсона) он был удостоен Губернской премии «Самарская театральная муза».
И. Данюшину тесно в рамках только актерской профессии: ему доставляло удовольствие работать с детьми в телестудии «Товарищ», он сотрудничал с самарским радио, им написаны новогодние пьесы, стихи, сценарии для театральных капустников, много песен с известным самарским композитором Л. Вохмяниным.
И.М. Данюшин избирался членом Правления Самарского отделения СТД.
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Вперед>>
«Поминальная молитва» Г. Горина по мотивам произведений Ш. Алейхема. Лейзер – И. Данюшин.
«Доходное место» А. Островского. И. Данюшин, А. Катунов, В. Гребенкина.
«На дне» М. Горького. Сатин – И. Данюшин.
«Ночная повесть» К. Хоинского. И. Данюшин, Ю. Долгих.
|
|
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Вперед>>
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 326; Орлицкий Ю. Удачное перевоплощение / Ю. Орлицкий // Театр нашего детства / сост. Л.Д. Пландовская.- Самара, 1992.- С. 32-33; Иванов В. Игорь Данюшин: «Буду еще долго жить и работать» / В. Иванов // Самарск. Известия.- 2003.- 22 ноября; Карасев В. Игорь Данюшин: «Человек – вместилище всего» /В. Карасев // Волжск. Коммуна.- 2008.- 18 декабря; База данных «Актеры России» (http://www.theatreinform.ru/bd/Actor/.
16 ИЮНЯ ЮБИЛЕЙ ВЕТЕРАНА СЦЕНЫ, АРТИСТКИ ДРАМЫ ВАЛЕНТИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ МЕЩЕРЯКОВОЙ
В.Мещерякова пришла в Куйбышевский драматический театр (ныне Самарский академический театр драмы им. М. Горького) в 1966 г. сразу после окончания театральной студии при театре. За время работы в Куйбышевском театре (по 1987 г.) В. Мещерякова, яркая характерная актриса, создала на сцене запоминающиеся образы: Дашенька («Золотая карета» Л. Леонова), Надя («Любовь и голуби» В. Гуркина), Лиза Хренова («Традиционный сбор» В. Розова), Рита («Валентин и Валентина» М. Рощина), Кирьянова («А зори здесь тихие» Б. Васильева) и др.
Кроме того, она работала на «Радио - 7» (Самара) диктором и редактором.
«Дом на скале» Х. Вуйолийоки. Сцена из спектакля.
«А зори здесь тихие…» по Б. Васильеву. Сцена из спектакля.
«Любовь и голуби» В. Гуркина. Надя – В. Мещерякова.
«Старый новый год» М. Рощина. Сцена из спектакля.
«Притворщики» Э. Брагинского, Э. Рязанова. Балакина – В. Мещерякова.
«Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта. Н. Михеев, В. Голованов, В. Мещерякова
«Золотая карета» Л. Леонова. Н. Симонова, В. Мещерякова.
|
|
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М – См / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С.66.
20 ИЮНЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ ИСКУССТВ МССР, РЕЖИССЕРА ГЕОРГИЯ МИХАЙЛОВИЧА ГЕЛОВАНИ
Г.М. Геловани окончил в 1947 г. режиссерский факультет ГИТИСа (класс профессора Н.М. Горчакова), после чего работал режиссером в Тбилисском театре оперы и балета им. Палиашвили, Кишиневском театре оперы и балета. В 1963 г. Г.М. Геловани получает предложение занять должность главного режиссера в Куйбышевском оперном, где за шесть лет работы им были поставлены оперы: «Тоска» Дж. Пуччини, «Фауст» Ш. Гуно, «Хованщина» М. Мусоргского, «Дон Карлос» Дж. Верди, «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова. Его главным достижением стало умение работать с артистами, достигая заметных результатов. Кроме того, он проявил себя как театральный художник, либреттист, фотохудожник.
После отъезда из Куйбышева Г.М. Геловани занимал должность главного режиссера Бурятского театра оперы и балета, работал в ГАБТе, преподавал.
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А – Д / ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 255-256; Хумарьян С. Георгий Михайлович Геловани / С. Хумарьян // История в портретах: Т. 2: 70 творческих портретов известных деятелей и артистов Самарского академического театра оперы и балета.- Самара, 2010.- С. 249-252.
23 ИЮНЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 65 ЛЕТ ВЕТЕРАНУ СЦЕНЫ, РЕЖИССЕРУ ТЕАТРА КУКОЛ ВЛАДИМИРУ ИВАНОВИЧУ КУПРИНУ
В.И. Куприн окончил отделение режиссеров театра кукол ЛГИТМиКа (ныне СПбГАТИ). Его работы можно увидеть во многих российских городах. В разные годы он возглавлял Куйбышевский театр кукол и Тольяттинский театр кукол «Пилигрим», являясь главным режиссером, где им поставлены спектакли «Белоснежка и семь гномов» О. Табакова, Л. Устинова; «Аленький цветочек» по С. Аксакову; «Котик Мотик» З. Поплавского; «Наследство Бахрама» Р. Качанова, Э. Успенского; «Носорог и жирафа» Х. Гюнтера; «Ты, я и…Кукольник» Х. Юрковского; «Солнечный лучик» И. Попеску; «Прыгающая принцесса» Л. Дворского; «Кот в сапогах» Н. Шувалова; «Сказка про Емелю» (по мотивам народной сказки «По щучьему велению») и др.
Отчетно-выборная конференция Самарского отделения СТД . 1994 г. В. Куприн, В. Урин
На заседании Правления
Самарского отделения СТД. 1991 г. В. Куприн, О. Свиридов.
60-летие Самарского театра кукол. 1992 г.
Зональная лаборатория режиссеров театров кукол. 1981 г. Р. Ренц, В. Куприн
Встреча с профессором Г.Л. Ратнером в Доме актера.1998 г.
|
|
23 ИЮНЯ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ ВЕТЕРАН СЦЕНЫ НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА ВАНИЧЕВА
Н.В. Ваничева окончила Куйбышевское (Самарское) музыкальное училище по классу альта. В течение многих лет работала в оркестрах Самарского академического театра оперы и балета и Самарской государственной филармонии.
26 ИЮНЯ ЮБИЛЕЙ ЗАСЛУЖЕННОЙ АРТИСТКИ РФ, АРТИСТКИ САМАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ. М. ГОРЬКОГО ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ЛАЗАРЕВОЙ
Е.А. Лазарева пришла в Куйбышевский (Самарский) театр драмы в 1981 г. после окончания Свердловского театрального училища, затем в 1986 г. окончила ГИТИС (педагоги А.А. Муат, А.Л. Дунаев). Она дебютировала на куйбышевской сцене в роли Марьи Антоновны («Ревизор» Н. Гоголя). На ее счету такие работы, как Зинуля («Зинуля» А. Гельмана), Людмила («Поздняя любовь» А. Островского), Клара («Хитроумная дуреха» по Лопе де Вега), Нюра («Необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» по В. Войновичу), Пульхерия Ивановна («Старосветская любовь» по Н. Гоголю), Надя («Детектор лжи» В. Сигарева), Надежда («Уроки музыки» Л. Петрушевской), Манька («Яма» по А. Куприну), Зоя («Пять вечеров» А. Володина), Агафья Тихоновна («Женитьба» Н. Гоголя), Глафира («Волки и овцы» А. Островского), Улита («Лес» А. Островского) и многие другие.
Е. Лазарева сотрудничает с другими самарскими театрами: «Камерная сцена», «СамАрт», «Актерский дом». На протяжении многих лет она успешно занимается преподавательской деятельностью – преподает сценическую речь, а несколько лет назад возглавила кафедру сценической речи и ораторского искусства Самарской государственной академии культуры и искусств.
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Вперед>>
«Зинуля» А. Гельмана. Зинуля - Е. Лазарева.
«Романс» Л. Разумовской. Е. Лазарева, В. Гальченко.
«Поздняя любовь» А. Островского. А. Комраков, Ю. Ганюшкин, Е. Лазарева.
«Необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича. Е. Лазарева, В. Маркин.
|
|
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Вперед>>
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е – Л / ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 352; Грачев М. Елена Лазарева: «Я научилась ценить каждый прожитый день» / М. Грачев //Волжск. Коммуна.- 2008.- 2 октября; Журчева Т. «Я никода не мечтала сыграть Джульетту…» / Т. Журчева // Волжск. Коммуна.- 2001.- 7 марта; Аитова К. Детектор Елены Лазаревой / К. Аитова, М. Сизова // Репортер.- 2008.- 24 октября; Идельсон О. Детектор… любви / О. Идельсон // Самарск. Газета.- 2001.- 7 ноября; База данных «Актеры России» (http://www.theatreinform.ru/bd/Actor/
|
|