В октябре 2022 года исполняется 90 лет со дня основания Самарского театра кукол.
Точная дата образования самарского театра кукол не установлена. Известно только, что в начале 30-х годов в Самаре существовало большое количество творческих коллективов, работающих в жанре кукольного театра. Первые сведения о профессиональном театре кукол относятся к 1932 году. Тогда актером ТЮЗа А. Лоцмановым была создана небольшая труппа кукольников-петрушечников из пяти человек. Первые актеры театра – Н. Петров, А. Архангельский, Е. Бирюков – давали представления в заводских клубах, сельских избах-читальнях, во дворах и на улицах. Со временем возникла необходимость в повышении профессионального мастерства актеров, для чего в 1933 году был организован семинар с практическими занятиями, которые проводили известный режиссер театра кукол Е. Деммени и актер-кукольник М. Дрозжин.
В 1934 году театр кукол возглавила ученица Е. Деммени Т. Каракозова. С ее приходом театр был признан профессиональным коллективом. Первые постановки были марионеточными. Ставились профессиональные серьезные спектакли — «Гулливер в стране лилипутов» по Дж. Свифту, «Маугли» Р. Киплинга, «Конек-Горбунок» П. Ершова, «Цирк дяди Джеймса», «Джим и Доллар» и другие. С 1937 года ставятся петрушечные представления – «Красная Шапочка» Е. Шварца, «По щучьему велению» Е. Тараховской, «Гусенок» Н. Гернет и др.
В годы Великой Отечественной войны театр не прекращал своей деятельности. И хотя мужская часть труппы ушла на фронт, артистки продолжали показывать спектакли в госпиталях. Лучшие постановки военного репертуара: «Собакам — смерть собачья», «Партизаны», «Сказки партизанского леса», «Как немецкий генерал с поросенком воевал». После войны в труппу вернулись с фронта мужчины, влились молодые талантливые артисты. Несмотря на бытовые трудности тех лет, ставилось по 10 премьер в год. В репертуаре появились новые названия: «Щелкунчик», «Каштанка», «Честное слово», «Поросенок Чок» и др.
В июле 1964 года произошло одно из самых ярких событий в истории Куйбышевского кукольного. Это был первый спектакль для взрослых — «Божественная комедия» И. Штока в постановке заслуженного деятеля искусств РСФСР П. Монастырского.
В 70-х годах на сцене Куйбышевского театра кукол впервые появился Буратино: был поставлен спектакль «Буратино» по сказке А.Н. Толстого. Пользовались успехом у зрителей постановки: «Сембо», «Птичье Молоко», «Тигрик Петрик», «Волшебная Калоша», «Иван Царевич и Серый Волк». С постановки пьесы-сказки Г. Сапгира и Г. Цыферова «Ты для меня» начинается новая творческая эпоха. В 1971 году главным режиссером Куйбышевского театра кукол становится заслуженный артист РСФСР Роман Борисович Ренц. В театре происходит сложная, кропотливая, но интересная работа. Новые постановки своими смелыми и неожиданными решениями в корне переворачивают представления о кукольном театре. Настоящим открытием тех лет стал спектакль «Приготовьте улыбку», авторами которого были Р. Ренц и драматург В. Молько. Для самого театра он стал спектаклем-экспериментом, спектаклем-лабораторией. Впервые в этой постановке выстроена не повествовательная, а концертная форма кукольного представления. Используются куклы с различной техникой вождения; марионетки, куклы двухметрового роста, куклы в классическом плане — с артистами, скрытыми за ширмой. Этот спектакль долгое время пользовался большим успехом у «взрослых» зрителей. В сентябре 1974 года приступили к занятиям первые студенты вновь созданного при музыкальном училище отделения актеров театра кукол. Куйбышевский кукольный театр стал первым театром, поставившим в 1975 году пьесу «Остров капитанов» Г. Сапгира, С. Прокофьевой. В декабре 1978 года состоялась премьера «Маленького принца» в постановке Р. Ренца. В конце 70-х Куйбышевский театр кукол переживает творческий подъем. Спектакли театра идут с большим успехом. Труппа пополнилась молодыми талантливыми актерами. Возросло мастерство артистов и качество спектаклей.
И в 1980-е годы каждая новая постановка продолжает вызывать живой интерес зрителя. Не прекращается творческий поиск. Появляются интересные и яркие работы: «Полосатая история» по пьесе М. Супонина и «Стойкий оловянный солдатик» Г. Х. Андерсена. Проводятся творческие встречи, беседы, выставки. Зрители восторженно встречают рождение спектакля «Вокруг да около эстрады». Инсценировка создана Р. Ренцем в соавторстве с С. Табачниковым. Ещё одной яркой, эмоциональной и запоминающейся работой мастера стала премьера спектакля «Механические псы» по пьесе И. Тумановской. Это инсценировка известного романа Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту». Были представлены премьеры спектаклей «Андерсен и Дюймовочка» по пьесе В. Молько, «Лошарик» Г. Сапгира. Состоялась премьера спектакля для взрослых «Шар голубой» Р. Ренца и Ю. Орлицкого, посвященного сорокалетию Победы и приближающемуся XII Всемирному фестивалю молодёжи. Появляются новые спектакли: «Страусенок Роки», «Проданный смех», «Обезьянка Анфиса». Неотъемлемой частью творческой жизни Куйбышевского кукольного того времени являлись различные театральные фестивали, а также гастрольные поездки. В 1989 году главным режиссером Куйбышевского кукольного театра становится В. Куприн. Новый сезон открылся спектаклем «Необычайные приключения Маши Петровой в подземном царстве» по пьесе Э. Успенского и Р. Качанова «Наследство Бахрама». Появились спектакли по пьесам «Бестолковый Вомбат, или велосипед с красными колесами» Т. Власовой, «Макарова месть» М. Бартенева, «Две царицы» В. Синакевича.
В 90-е годы одной из самых замечательных режиссёрских работ В. Куприна стал спектакль по пьесе А. Попеску «Солнечный лучик» — добрая и искренняя история об одиночестве, взаимопонимании и дружбе. Эти годы отмечены появлением интересных постановок. Смелым творческим шагом стало воплощение на сцене Самарского театра кукол В. Куприным пьесы чешского драматурга Л. Дворского «Прыгающая принцесса». Его же другая яркая работа – спектакль «Белоснежка и семь гномов» О. Табакова и Л. Устинова. В 1996 году в репертуаре театра насчитывается двадцать спектаклей по мотивам хорошо известных сказок: «Царевна лягушка», «Морозко», «Машенька и медведь», «Ура! Австралия», «Буратино и золотой ключик» и др. В этот период в Куйбышевском институте искусств и культуры был набран курс по подготовке актеров театра кукол под руководством В. Куприна.
В начале 2000-х театр работает без главного режиссера. Директор О. Дикушина приглашает на постановки ведущих мастеров театра кукол России, Украины, Башкирии и Татарстана. Среди них такие известные имена, как заслуженный деятель искусств РФ и Республики Татарстан И. Зиннуров, народный артист Республики Башкортостан И. Капатов, народный артист Украины С. Ефремов, заслуженный деятель искусств РФ Л. Гаврилова, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан А. Губский, заслуженный работник культуры РФ А. Каргин, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан А. Хусаинов и др. Театр активно гастролирует по России и за рубежом, труппа пополняется новыми актерами. Постановки «Тайна новогодних часов» и «Прыгающая принцесса», показанные в Российском культурном центре (г. Будапешт, Венгрия), с удовольствием посмотрели маленькие зрители. Со спектаклем «Как Лиса Медведя обманывала» и новогодним представлением «Чудеса на елке» артисты самарского театра кукол побывали в Чехии.
В 2008-2011 годах главным режиссером был В. Гусаров, участник и дипломант международных фестивалей театров кукол в России, Украине, Литве, Австрии, Германии, Боснии и Герцеговине. Им созданы спектакли «Слоненок» по Р. Киплингу, «Каштанка» по А. Чехову, «Ашик-Кериб» по М. Лермонтову и др.
Театр ведет не только активную гастрольную деятельность. Обширна и география его участия в различных театральных фестивалях. Перечислим лишь некоторые из них. В 1990-е годы артисты Самарского театра кукол приняли участие в международном фестивале театров «Рязанские смотрины», фестивале «Звучащий мир Волги». В 2000-х театр трижды участвовал в Международном фестивале детских кукольных театров городов-партнеров «Мы играем в куклы». Самарские зрители увидели работы театров кукол Штутгарта (Германия), Стара-Загоры (Болгария), Сент-Луиса (США), Витебска и Гомеля (Белоруссия), Киева и Днепропетровска (Украина), а зарубежными зрителями с интересом были восприняты самарские постановки – спектакли «Аистенок и пугало», «Алые паруса» по А. Грину, «Любовь к одному апельсину». Кроме того, спектакль «Алые паруса» стал участником I Всероссийского фестиваля «Волжские театральные сезоны» (2007), спектакль «Карлик-Нос» - II-го (2014), а спектакль «Малыш и Карлсон» открывал программу III Всероссийского фестиваля «Волжские театральные сезоны» (2016). В 2008 году театр принял участие в международных фестивалях в Сербии и Тунисе. Спектакль «Каштанка» - участник Международного фестиваля-биеннале «KУKART-IX» (2009, г. Санкт-Петербург). В январе 2013 года театр принял участие в фестивале «РуссенКо» во французском городе Кремлен-Бисетр. В 2014 году режиссер из г. Санкт Петербурга Светлана Дорожко ставит спектакль «Little mouse или сказка про мышку, которая хотела стать настоящей леди», который получил сразу четыре награды на V Международном фестивале театров кукол «Рабочая лошадка» (г. Набережные Челны). В 2016 году на 49 Международном фестивале театров кукол PIF в г. Загреб (Хорватия) этот же спектакль получил специальный приз жюри «За освещение важных жизненных проблем в юмористической и поучительной манере». На II Международном фестивале театров кукол «Шомбай-fest-2016» в Казани копилка побед Самарского театра кукол пополнилась – автор музыки к спектаклю «Дикие лебеди» Никлас Шмидт (Дания) получил награду в номинации «Лучшее музыкальное оформление спектакля»… В 2018 году самарские артисты О. Гуреева и И. Мокроусов (спектакль «Машенька и Медведь») стали лучшими на VI Международном фестивале театров кукол «Рабочая лошадка». В 2019 году состоялись гастроли Самарского театра кукол в Белграде (Сербия). На сцене Малого театра «Душко Радович» был показан спектакль «Карлик-Нос». Летом 2022 года спектакли самарских кукольников увидели красноярские зрители.