|
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. 2011 год Юбилеи: люди, даты, события...
1 марта исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Виктора Ивановича Кузнецова.
После окончания театрального техникума В. Кузнецов с 1930 года работал в театрах Архангельска, Брянска, Калинина. С 1939 года он стал актером Куйбышевского драматического театра и прослужил в нем до 1958 года. В галерее созданных им за эти 20 лет образов – Сергей Луконин («Парень из нашего города» К. Симонова), Огнев («Фронт» А. Корнейчука), Киров («Крепость на Волге» И. Кремлева) – роль, за которую артист был удостоен Сталинской премии, Рыбаков, Забелин («Кремлевские куранты» Н. Погодина), Алексей («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского), Шадрин («Человек с ружьем» Н. Погодина), Тибальд («Ромео и Джульетта» В. Шекспира), Черкун («Варвары» М. Горького), Тригорин («Чайка» А. Чехова), Синцов («Враги» М. Горького), Каренин («Анна Каренина» по Л. Толстому), Нил («Мещане» М. Горького), академик Дронов (»Все остается людям» С. Алешина), Павел Власов («Мать» по М. Горькому), Эзоп («Лиса и виноград» Г. Фигейреду) и другие. В 1958 году В. Кузнецов уехал в Горький и до конца жизни играл на сцене Горьковского театра драмы.
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 320; Зубков Ю. Воздух, которым мы дышим // Зубков Ю. Судьбы актерские.- М.: Сов. Россия, 1969.- С. 166-201.
2 марта отмечает юбилей концертмейстер Самарского академического театра оперы и балета Ирина Олеговна Шашкова.
4 марта исполняется 60 лет Валерию Сергеевичу Мелёшину, заместителю директора Самарского академического театра драмы имени М. Горького.
После окончания в 1977 году Казанского театрального училища В. Мелёшин стал артистом Казанского театра юного зрителя, а с 1982 года, переехав в Куйбышев, играл на сцене академического театра драмы имени М. Горького вплоть до 1990 года. Среди сыгранных им ролей: Ткач («Легендарная личность» В. Левашова), Фрол («Левша» Б. Рацера и В. Константинова), Глеб Меркулыч («Правда – хорошо, а счастье лучше» А. Островского), Пустобайка («Дачники» М. Горького), Иванов («Уроки музыки» Л. Петрушевской), Петренко («Зинуля» А. Гельмана), Петр («Романс» Л. Разумовской) и другие. С 1990 года В. Мелёшин перешел на административную работу: сначала главным администратором театра, а потом – заместителем директора.
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 51.
5 марта исполняется 120 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Георгия Александровича Шебуева (5.03.1891-14.01-1974).
Г. Шебуев родом из Самары. Дебютировал на сцене Самарского Народного дома им. Пушкина в 19 лет. Получил юридическое образование в Казанском университете. Будучи студентом, принимал активное участие в студенческих театральных постановках. Впоследствии играл в театральных антрепризах Пензы, Казани, Оренбурга, Перми, Киева, Одессы, Томска, Уфы, Екатеринбурга, Воронежа, Херсона.
Большая часть творческой биографии Георгия Шебуева связана с Самарой-Куйбышевом. Среди лучших сценических работ артиста – герои пьес А. Островского (Мурзавецкий – «Волки и овцы», Крутицкий – «На всякого мудреца довольно простоты»), А. Чехова (Дорн – «Чайка»), М. Горького (Барон – «На дне», Цыганов – «Варвары», Захар Бардин – «Враги»). Некоторые роли Шебуев играл в течение почти всей своей жизни: Карандышев («Бесприданница» А. Островского), Протасов («Дети солнца» М. Горького). Среди других образов, созданных им на куйбышевской сцене: Хлестаков («Ревизор» Н. Гоголя), Чацкий, Репетилов и Фамусов («Горе от ума» А. Грибоедова), Бен-Акиб («Уриэль Акоста» К.Гуцкова), Миллер («Коварство и любовь» Ф.Шиллера), Арбенин («Маскарад» М. Лермонтова), князь Мышкин («Идиот» по Ф. Достоевскому), князь К. («Дядюшкин сон» по Ф. Достоевскому), Болинброк («Стакан воды» Э. Скриба), генерал Реутов («Крепость на Волге» И. Кремлева), Фаюнин («Нашествие» Л.Леонова), Мэрфи («Русский вопрос» К. Симонова), Штефан Петрич («Любовь на рассвете» Я. Галана), генерал Стессель («Порт-Артур» И. Попова, А. Степанова) и др.
Кроме того, артист неоднократно выступал в качестве режиссера, постоянно принимал участие в радио- и телепередачах, публиковал рецензии на спектакли в местной прессе.
Г. Шебуев – автор биографической книги «Актерское счастье», одной из интереснейших в театральной мемуаристике.
В 1990 году на доме, где жил Шебуев с середины 1930-х годов до конца жизни, была установлена мемориальная доска его памяти (автор – Ш. Зихерман).
В 2002 году вышел в свет сборник «Георгий Шебуев. Воспоминания для будущего». В книгу включены рецензии разных лет, написанные артистом.
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед>>
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед>>
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 215-217; Финк Л. В гриме и без грима / Л. Финк.- Куйбышев, 1965.- С. 7-30; Шебуев Г. Актерское счастье : воспоминания / Георгий Шебуев.- Куйбышев: Кн. Изд-во, 1964.- 307 с.; Шебуев Г. Воспоминания для будущего / Георгий Шебуев.- Самара, 2002.- 480 с.; Игнашов А. Актерское счастье: Георгий Шебуев, Зоя Чекмасова / Александр Игнашов // Самарские судьбы.- 2008.- № 11.- С. 38-53.
8 марта юбилей народной артистки Кыргызстана, заслуженной артистки РФ, солистки Самарского академического театра оперы и балета (меццо-сопрано) Валентины Степановны Анохиной
После окончания в 1978 году Фрунзенского государственного института искусств имени Б. Бейшеналиевой В. Анохина работала в Академическом театре оперы и балета г. Бишкек, а с 1993 года она – солистка Самарского академического театра оперы и балета. Среди исполненных партий: Кармен («Кармен» Ж. Бизе); в операх Дж. Верди: Амнерис («Аида»), Азучена («Трубадур»), Эболи («Дон Карлос»), Ульрика («Бал-маскарад»), Маддалена («Риголетто»), соло меццо-сопрано в «Реквиеме» Дж. Верди; Марта, Понталис (Мефистофель» А. Бойто), Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского); в операх П. Чайковского: Графиня, Полина («Пиковая дама»), Ольга, Няня («Евгений Онегин»), Марта («Иоланта»); Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского), Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина), Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Мама («Мавра» И. Стравинского), Екатерина («Петр Первый» А. Петрова); в операх С. Слонимского: Гертруда («Гамлет»), Княгиня Воротынская («Видения Иоанна Грозного»).
В камерном репертуаре певицы – арии из кантат И.С. Баха, песни Б. Бриттена, романсы А. Гурилёва, А. Варламова, П. Булахова, М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Рахманинова, Г. Свиридова, русские народные песни.
С гастрольными выступлениями В. Анохина побывала в Москве, Ленинграде, Минске, Киеве, Горьком, Саратове, Воронеже, Уфе, Перми, Барнауле. Среди зарубежных гастролей – выступления в Дании, Италии, Германии, Франции, Монголии.
Кроме активной сценической деятельности певица ведет и преподавательскую работу. В. Анохина – доцент вокальной кафедры Самарской государственной академии культуры и искусств. Среди ее студентов много лауреатов различных конкурсов: Юлия Маркова, Екатерина Клементьева, Анна Трофимова, Михаил Морозов.
Ист. информации: Эскина Н. Валентина Степановна Анохина / Н. Эскина // История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2006.- С. 440-443; сайт Самарского академического театра оперы и балета http://opera-samara.ru.
8 марта 1986 года, 25 лет назад, на сцене Сызранского драматического театра имени А.Н. Толстого состоялась премьера спектакля «Вечер» по пьесе А. Дударева.
Режиссер – С. Белый
Художник – Г. Морозов
9 марта исполняется 70 лет народному артисту РСФСР Валерию Васильевичу Никитину.
По окончании театральной студии при Саратовском театре юного зрителя В. Никитин стал артистом этого театра. Затем работал в театрах Казани, Воронежа.
В 1967-1971 годах В. Никитин – артист Куйбышевского театра драмы. Играл в спектаклях «Варшавская мелодия» Л. Зорина (Виктор), «Тогда в Севилье» С. Алешина (Командор), «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского (Алексей), «Гроссмейстерский балл» И. Штемлера (Филипп), «Соловьиная ночь» В. Ежова (Федоровский), «Доходное место» А. Островского (Белогубов), «Ричард III» В. Шекспира (Ричмонд) и других, озвучивал фильмы местной студии кинохроники. Куйбышевский период, по признанию артиста, стал этапным в его творческой судьбе.
В последующие годы Никитин работал в театрах Ташкента, Владивостока, а с 1988 года он – актер Нижегородского академического театра драмы им. М. Горького. В его репертуаре образы русской и зарубежной классики – Эзоп, Ричард, Хлудов, Протасов.
Среди ролей идущего репертуара: Василий Иванович Базаров в спектакле «Отцы и дети. Роман» по И. Тургеневу, Призрак отца Гамлета и Первый могильщик в спектакле «Гамлет, принц Датский» по В. Шекспиру, Яков Михайлович Аносов («Гранатовый браслет» по А. Куприну), Генерал («Игрок» по Ф. Достоевскому), Сэр Уилби Нельсон («Клинический случай» Р. Куни), Старик («Когда ты рядом» Н. Прибутковской), Еремеев («Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова), Максим Кузмич Варравин, Капитан Полутатаринов - одно лицо («Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина),
Яковлев, часовых дел мастер, одноглазый («Фальшивая монета» по М. Горькому),
Бунин («Последний поединок Ивана Бунина» Р. Ибрагимбекова).
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 129; сайт Нижегородского академического театра драмы имени М. Горького http://drama.nnov.ru/.
13 марта исполняется 50 лет артисту оркестра Самарского академического театра оперы и балета (кларнет) Сергею Михайловичу Голованову.
21 марта – Международный день кукольника
Идея отмечать во всем мире Международный день кукольника пришла известному деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо (Иран). В 2000 году на XVIII Конгрессе УНИМА в Магдебурге он вынес данное предложение на обсуждение. Но несмотря на то, что дискуссия о месте и времени проведения этого праздника была очень оживленной, этот вопрос так и не был решен. Только лишь через два года, на заседании Международного Совета УНИМА, дата празднования была определена. Президент УНИМА Маргарета Никулеску обратилась ко всем деятелям театра кукол с призывом превратить день 21 марта в захватывающий ритуал во славу кукольного театра: «Пусть в этот день играют кукольные спектакли, проводят дискуссии, устраивают встречи, пусть объединяются все профессионалы и любители одного из древнейших видов искусства – театра кукол! Пусть все окажутся участниками нашего праздника!»
В Самарской области работают два профессиональных театра кукол. Это Самарский областной театр кукол и Тольяттинский муниципальный театр кукол «Пилигрим».
Самарский театр был образован в 1932 году силами пяти энтузиастов-кукольников: Н. Петрова, А. Архангельского, Е. Бирюкова, А. Лоцманова, объединенных А. Лоцмановым. В 1934 году первым художественным руководителем театра стала Т.Г. Каракозова, ученица известного кукольника Е. Деммени. Начали ставить ставшие в настоящее время классикой пьесы: «По щучьему велению» Е. Тараковской, «Красная шапочка» Е. Шварца, «Гусенок» Е. Гернет, «Маугли» Р. Киплинга и др.
В 1971 году главным режиссером театра становится Р. Б. Ренц. Он, помимо постановок для детей, изобретательно решает спектакли для взрослых («Механические псы» (инсценировка И. Тумановской по Р. Бредбери) и др. В 1989 году театр возглавил В. И. Куприн. Появились новые интересные спектакли «Ура! Австралия», «Белоснежка и семь гномов» и др. В настоящее время главным режиссером является В.А. Гусаров. Им созданы спектакли «Слоненок», «Каштанка» и др. Недавняя премьера – «Ашик-Кериб» по М. Лермонтову в его постановке. За все время в театре было поставлено около 300 спектаклей, которые посмотрели порядка 15 млн. зрителей. На сегодняшний день в репертуаре театра – около 30 спектаклей.
Тольяттинский театр открылся 25 октября 1973 благодаря
инициативе Р.Б. Ренца. Это он пригласил в труппу театра чету
Ураловых, Н. Никулину, Л. Дементьеву, Т. Гипикову и др. Первый спектакль, который был поставлен на подмостках театра - "Ты – для меня" Г. Сапгира. С приходом в 1980-х гг. А. И. Розенгартена началась новая эпоха в истории тольяттинских кукольников.
В репертуаре появились такие спектакли, как «Былина о солдате» А. Твардовского, «Пушок-волшебник» И. Попеску, «Привидения старой мельницы» Ю. Фридмана, «Лиса, заяц и петух» Г. Ландау и другие. В 1996 году главным режиссером театра стала И. Прянишникова, поставившая спектакли «Золотая, голубая, серебристая» и «Джек-Великан». Спектакли, созданные в Тольяттинском театре кукол, удостаивались похвал критиков и любви зрителей и становились лауреатами фестивалей. В 1983 театр получил собственное здание. За годы работы поставлено около 70 спектаклей.
В мае 2010 года в парковой зоне театра кукол открылся «Театральный сад» (площадной проект), где проводились общегородские мероприятия, посвящённые Дню Победы.
Уютная и тёплая атмосфера «Театрального сада» пришлась по душе тольяттинцам, и детям и взрослым.
В настоящее время главным режиссером является Е. Пермяков. В творческих планах театра постановка новых спектаклей: «Сказочки на лавочке», «Канарейка», «Снежная королева», «Волшебная лампа Алладина», «Иван Царевич и Серый Волк» и восстановление спектакля «Джек и великан».
Ист. информации: Молько В. Кукольники самарские и тольяттинские / В. Молько // Волжская коммуна (Окна).-1998.-24 апреля; материалы Интернет-ресурсов: www.calend.ru; http://www.samarapuppet.ru/; http://www.tlteatrkukol.ru/
10 лет назад, 21 марта 2001 года, в Тольяттинском драматическом театре «Колесо» имени Г. Дроздова состоялась премьера спектакля по пьесе А. Герни «Сильвия».
Режиссер – С. Мезенцев
Художник – Р. Акопов
Художник по костюмам – Н. Авдонина
Композитор – А. Пономарев
24 марта исполняется 80 лет заслуженному артисту РСФСР Алексею Ефимовичу Симковичу.
После окончания в 1951 году студии при Тбилисском театре юного зрителя А. Симкович работал в ТЮЗах Тбилиси, Казани, Ростова, Волгограда.
В 1963-1966 годах и с 1980 года он – артист Куйбышевского ТЮЗа (ныне театра «СамАрт»), на сцене которого сыграл Павла Корчагина («Как закалялась сталь» по Н. Островскому), Чапаева («Песнь о комдиве» В. Молько и В. Разумневича), Петю Трофимова («Вишневый сад» А. Чехова), Кнурова («Бесприданница» А. Островского), Евдокимова («104 страницы про любовь» Э. Радзинского), Автора («Лавка метафор, или Сон о попутчике» по Ю. Олеше), Урядника («Поминальная молитва» Г. Горина), Полония («Гамлет» В. Шекспира), Короля («Золушка» Е. Шварца), Вольпоне («Вольпоне» Б. Джонсона), Мельника («Бумбараш» Е. Митько, Ю. Михайлова, В. Дашкевича), Мартына Нарокова («Таланты и поклонники» А. Островского) и другие роли. Кроме того, А. Симкович осуществил несколько постановок в качестве режиссера: «Похождения храброго Кикилы» Г. Нахуцришвили, В. Гамрекели, «Человек со звезды» К. Виттлингера, «За рекой моя деревня» Ш. Роквы, «Конек-Горбунок» по П. Ершову, «Али-баба и сорок разбойников» В. Смехова, «Кот в сапогах» Л. Макарьева по сказке Ш. Перро.
Наряду с этим артист в течение нескольких лет успешно руководил молодежным театром Куйбышевского государственного медицинского института.
Алексей Симкович – лауреат губернского профессионального конкурса «Самарская театральная муза» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана в драматическом театре» (2007), а также удостоен специальной премии жюри конкурса «За преданность актерской профессии» (2009). В декабре 2010 года он был награжден Почетным знаком Губернатора Самарской области «За труд во благо земли Самарской» за значительный вклад в культуру Самарской области.
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Вперед>>
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Вперед>>
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 342-343; Иванов В. САМАРТ : Страницы новейшей истории.- Самара : АГНИ, 2010.- 312 с.; Сайт театра «СамАрт» www.samart.ru; Интернет-ресурс www.samru.ru .
25 марта День работника культуры
Президент России Владимир Путин подписал 28 августа 2007 года указ о «Дне работника культуры». Решено отмечать его ежегодно 25 марта во всей стране. Об инициативе учреждения такого профессионального праздника весной 2007 года говорил министр культуры РФ Александр Соколов. Тогда министр пояснил, что выбор даты был обусловлен наличием в нескольких регионах собственного дня работника культуры, а также необходимостью «развести эту дату с другими профессиональными праздниками».
В России уже существуют такие профессиональные праздники, как День охраны памятников, День музеев, День театра, День печати, День кино, День библиотек.
В этот день профессиональный праздник отмечают хранители и создатели культуры – сотрудники музеев и библиотек, деятели театров и концертных организаций, специалисты домов культуры, городских и деревенских клубов, коллективы художественной самодеятельности.
По материалам Интернет-ресурса www.calend.ru
27 марта Международный день театра
Международный День театра установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра (МИТ). Деятельность организации, согласно ее уставу, должна быть
направлена на «укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех деятелей мира». Членом МИТа Советский Союз стал еще в 1959 году. С 1961 года СССР, а затем Россия – постоянный член исполнительного комитета МИТа. Международный день театра отмечается 27 марта. Это не просто профессиональный праздник мастеров сцены, это праздник миллионов зрителей.
По материалам Интернет-ресурса www.calend.ru
29 марта исполняется 65 лет со дня рождения солистки балета Самарского академического театра оперы и балета Тамары Ильясовны Надыровой (29.03.1946-24.06.2008).
В 1965 году после окончания ленинградского хореографического училища им. А.Я. Вагановой Т. Надырова была принята в труппу Куйбышевского театра оперы и балета и вскоре стала ведущей солисткой. Среди партий: па-де-труа, Маленькие лебеди, Польская невеста («Лебединое озеро» П. Чайковского), Китри, Амур («Дон Кихот» Л. Минкуса), Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Золушка («Золушка» С. Прокофьева), Жизель («Жизель» А. Адана), Огневушка-Поскакушка («Каменный цветок» С. Прокофьева), Барышня («Барышня и хулиган» Д. Шостаковича) и другие.
По окончании творческой карьеры на сцене театра Т. Надырова стала преподавателем в Самарском областном училище культуры.
Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 110.
В марте 1991 года состоялась премьера оперы С. Прокофьева «Маддалена» на сцене Самарского академического театра оперы и балета.
Либретто М. Ливен
Режиссер-постановщик – Ю. Александров (Ленинград)
Дирижер – В. Беляков
Художник – В. Окунев (Ленинград)
Хормейстеры – заслуженный деятель искусств РСФСР В. Навротская, О. Сафронова
В марте исполняется 10 лет спектаклю «Фен-шуй, или Руководство для любовницы моего мужа» по пьесе Э. Щедрина и Ю. Каменецкого (2001) в Самарском муниципальном театре «Самарская площадь».
Постановка и сценография – Е. Дробышев
Декорации – В. Коротков
Как чувствует себя мужчина, впервые за 20 лет супружеского брака, изменивший жене. Да еще если любовница, как две капли воды похожа на жену, так, что и родная мать не различает…
Сюжет, построенный как детектив, держит зрителя все время в напряжении, в то же время легкий тон, острый юмор делают спектакль легким для зрительского восприятия, оставляя приятное послевкусие.
Спектакль идет в театре уже 10 лет и не теряет зрительского
интереса.
Ист. информации: сайт Самарского муниципального театра «Самарская площадь» http://www.theater-samara.ru/.
|
|