Театр "Актерский дом" вновь порадовал самарцев премьерой, показав "Свадьбу Кречинского" Александра Сухово-Кобылина. Пока для узкого круга, но в марте круг расширится, и каждый желающий сможет купить билет в Дом актера. Это будет правильное решение: спектакль, поставленный московским режиссером Андреем Широковым, явно удался, более того - звучит весьма современно.
«Свадьба Кречинского» - первая пьеса из драматической трилогии Сухово-Кобылина, включающей в себя еще "Дело" и "Смерть Тарелкина". Премье¬ра "Свадьбы" состоялась в Ма¬лом театре 28 ноября 1855 года с такими гигантами, как С. Шумский (Кречинский), М Щепкин (Муромский), П.Садовский (Расплюев), и с тех пор не схо¬дит со сцены до наших дней. Так же, как и две другие пьесы. Ее несколько раз экранизировали, впервые в 1908 году (реж. Алек¬сандр Дранков), снимали для те¬левидения, но наиболее удач¬ным, по мнению Репортера, так и остался фильм-спектакль 1953 года (реж. Алексей Золотнид-кий). Возможно, благодаря пре¬красным актерским работам Михаила Названова (Кречинский) и Ольги Викландт (Атуева).
И вот мы увидели еще одну версию в исполнении сборной команды "Актерского дома". Кречинского играет Олег Белов из театра драмы. Внешне он мало совпадает с характеристи¬кой автора - "видный мужчина, правильная и недюжинная фи¬зиономия, густые бакенбарды" (таким, кстати, был Названов). Белов сыграл своего Михаила Васильича - подвижного, быст¬рого на слова и поступки, обая¬тельного, немного фатоватого, игрока и жуира. И только глаза актера (в маленьком зале они видны, как на экране) - холодные, безжалостные, циничные - выдают в нем хищника, который любит только себя и карты.
Хорош в роли ярославского помещика Муромского артист «СамАрта» Юрий Земляков. Его Петр Константиныч по-детски наивен и прост, как правда, за что и страдает. Совсем иначе не ве¬зет карточному шулеру Ивану Расплюеву в колоритном испол¬нении Дмитрия Добрякова («СамАрт»), которого бьют все, кому не лень - и "аглицким" бок¬сом, и просто по-русски, по-наше¬му, "кулаком в рыло". Чисто внеш¬не очень смешно выглядит Вла¬димир Сухов (театр драмы) в ро¬лях купца Щебнева и ростовщи¬ка Бека. Весьма нелегкая задача выпала на долю Алексея Елхимова ("Камерная сцена") - сыг¬рать в лице помещика Нелькина и простака, и резонера, к тому же влюбленного. Но артист, в общем, с этой задачей справился, хотя ему есть еще над чем работать. Несколько бледнее получились женские характеры, Елена Туринская, пожалуй, немного мо¬лода для своей Атуевой, а Лидоч¬ка - "СамАрт"), хоть и хороша со¬бой, но чуть-чуть поверхностна. В целом же составился удачный актерский ансамбль, у которого впереди много возможностей укрепиться и разыграться.
Реакция зрительного зала, В котором было много школьни¬ков, оказалась бурной и понима¬ющей. Хотя, казалось бы, как можно понять то, что было 140 лет назад? Оказывается, можно. В этом и состоит секрет пьесы Сухово-Кобылина - она всегда современна. Ну, да, изменились лица - теперь не носят густых бакенбард, люди оделись в дру¬гие костюмы и платья и больше не говорят на чистом русском языке, все больше пользуясь смесью самарского с американ¬ским. Но глаза у "хищников" сегодня все те же, хотя они и стараются наполнить их притор¬ным елеем. И говорят они все больше о духовности, благотво¬рительности и высоких техноло¬гиях. А на самом деле вечные ценности все те же - деньги. И ради них по-прежнему лгут, же¬нятся и убивают. И на вечный русский вопрос Атуевой -"Ба¬тюшка Петр Константиныч!! Что ж нам-то делать?", - ответ все тот же: "Бежать, матушка, бежать! От срама бегут!"
Репортер, 2008, № 5 (15 февраля)