Дикие страсти
Это то, чем можно покорить сердце и разум зрителя
В театре «Актерский дом» (ул. Вилоновская, 24) состоялась премьера комедии «Дикарь» по пьесе Алехандро Касона. Это первая работа режиссера-постановщика, выпускника академии культуры и искусств Игоря Катасонова.
Русскому зрителю испанский поэт и драматург Алехандро Касона (настоящее имя Алехандро Родригес Альварес, 1903 - 1965 гг.) знаком по пьесе «Деревья умирают стоя» и фильму Владимира Басова «Семь криков в океане» (в основе - его пьеса). Сюжет «Дикаря» - любимая тема для рассуждений философов эпохи Просвещения. Что будет, если попытаться социализировать дикаря? Можно ли из взрослого человека сделать полноценного члена общества? Ответ вряд ли сделает честь последнему - не общество нужно беречь от дикаря, а чистую душу дикаря от тлетворного влияния социума.
Обиженный на всех женщин после измены жены, богатый землевладелец уходит жить в горы вместе с маленьким сыном. Мальчик двадцать лет воспитывается вдали от цивилизации, не умеет ни читать, ни писать. После смерти сумасбродного родителя Пабло забирают под свою опеку тети - сестры отца. Матильда и Анхелина, обеспокоенные его будущим, нанимают одного за другим учителей. Но никто не может справиться с неукротимым нравом 24-летнего дикаря. И вот в усадьбу в качестве педагога приезжает молодая красавица Маргарита...
Она приехала учить, но не знает названия звезд, как вылечить щенка, не понимает пение птиц. Сложно сказать, кто больше взял от этого союза: Маргарита через восемь месяцев научилась стрелять из ружья и ловить форель голыми руками, а Пабло - писать, читать и считать. Но в главном он не изменился, ему по-прежнему трудно найти общий язык с окружающими: «Вы говорите о словах, а я говорю о вещах».
Вещей на сцене не так много. Условность пространства доведена до абсурда репликами «человека от театра», рассказывающего зрителям о миссии того или иного предмета.Произнесение вслух реплик автора, не предназначенных для ушей публики, прием не новый, но он всегда подкупает зрителей, выводит отношения с постановщиком на более доверительный и откровенный уровень.
Спектакль репетировали несколько месяцев, из-за занятости актеров на своей основной сцене - по ночам. Но, несмотря на сложные условия работы актерский ансамбль выглядит слаженно. Маститые актеры «СамАрта» и драмы образуют надежный и крепкий базис.
Комический дуэт сестер Матильды (Елена Ивашечкина, театр драмы) и Анхелины. (Елена Туринская, «СамАрт») прекрасно оттеняет душераздирающие страсти, бушующие между главными героями. Матильда и Анхелина, а также их родственник и управляющий Ролдон (Юрий Земляков) - достоверные и реалистичные образы, обогащенные массой деталей. На их фоне необузданный дикарь Пабло (Павел Макаров, «СамАрт») и обольстительная Маргарита (Надежда Попова, театр драмы) выглядят как яркие, но схематичные персонажи.
С другой стороны, подробности убивают романтику. Кому бы понравилось узнать, что Джульетта жует с открытым ртом, а Тристан храпит во сне? Ссоры и примирения главных героев занимают и разум, и сердца юных зрителей, а финальную сцену расставания они смотрят затаив дыхание.
Ждет ли спектакль «Дикарь» счастливое будущее в «Актерском доме», предстоит решать зрителям - именно они формируют репертуар театра, посещая или игнорируя тот или иной спектакль.
Маргарита ПРАСКОВЬИНА
«Самарская газета» 21.12 2011г.