|
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Юбилеи: люди, даты, события …
Август
2 августа исполняется 105 лет со дня рождения режиссера, заслуженного деятеля искусств Киргизской ССР Марка Моисеевича Маламуда (2.08.1905).
Окончив Киевский театральный институт, начал сценическую деятельность в киевском театре-студии «Молот» под руководством А. Бучмы. Затем работал в театрах Донбасса, Киева, Саратова. В 1940-1945 годах М. Маламуд был режиссером Куйбышевского театра юного зрителя. Среди поставленных им спектаклей: «Дом № 5» И. Штока, «Сказка об Иване-царевиче, о земле родимой, о матушке любимой» В. Гольдфельда, «Дочурка» Г. Гайдовского, «Бедность не порок» А. Островского и др. В 1943 году на сцене Куйбышевского драматического театра осуществил постановку пьесы М. Горького «На дне». После Великой Отечественной войны М. Маламуд работал главным режиссером Фрунзенского русского театра (1946-1961) и Челябинского драматического театра им. М. Горького (с 1962 г.)
Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-Р / Гл. ред. и сост. С.М. Лейбград; ред. И.В. Шелехова.- Самара, 1995.- С. 32-33; Шебуев Г.А. Актерское счастье / Г.А. Шебуев.- Куйбышев, 1964.- С. 286; Табачников С.М. Сотворившие чудо: страницы истории Самарского театра юного зрителя – СамАрта / Семен Табачников.- Самара, 2006.- С. 143-152.
2 августа исполняется 75 лет со дня рождения солиста оперы (лирико-драматический тенор), народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР им. М.И. Глинки, заслуженногодеятеля искусств Республики Польши Александра Сергеевича Сибирцева.
После окончания в 1963 году Московской консерватории (класс профессора Г.Н. Тица) А. Сибирцев начал вокальную карьеру как баритон, спев более 20 партий, затем стал исполнять теноровые партии. Пел на сценах Екатеринбургского театра оперы и балета, Большого театра, Пермского театра оперы и балета, Мариинского театра, Кишиневского театра оперы и балета, Минского театра оперы и балета, Красноярского театра оперы и балета, Нижегородского академического театра оперы и балета, Воронежского театра оперы и балета, Санкт-Петербургского театра оперы и балета им. Мусоргского, Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Новосибирского театра оперы и балета, Челябинского театра оперы и балета им. М.И.Глинки, Саратовского театра оперы и балета, Театра оперы и балета Республики Башкортостан, Волгоградского муниципального музыкального театра, Марийского театра оперы и балета, Чувашского театра оперы и балета, Киевского театра оперы и балета, был солистом Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. Александрова. За исполнение партии Пьера Безухова в опере С. Прокофьева «Война и мир» (Пермский театр оперы и балета) был удостоен Государственной премии РСФСР. Выступал на многих зарубежных музыкальных сценах: в Англии, Канаде, Монголии, Чехии, Венгрии, Польше, Болгарии, на Мальте. За свою долгую певческую карьеру Сибирцев спел 35 теноровых партий. Был членом жюри Международных конкурсов вокалистов им. Глинки (Москва) и им. Монюшко (Польша), национальной театральной премии «Золотая маска» (Москва). Преподавал в ГИТИСе, Пермском педагогическом институте и Самарском государственном институте культуры. С 1992 года А. Сибирцев – ведущий солист Самарского театра оперы и балета, на сцене которого исполнил немало различных партий. Среди них: Радамес («Аида» Дж. Верди), Манрико («Трубадур» Дж. Верди), Стефан («Страшный двор» С. Монюшко), Дон Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Ричард («Бал-маскарад» Дж. Верди), Княжич Юрий («Чародейка» П. Чайковского), Герман («Пиковая дама» П. Чайковского) и др. Им создан неординарный образ Клавдия в опере «Гамлет» С. Слонимского. В этой роли он выступил на Всероссийской премьере самарского спектакля в Москве в 1994 г. Кроме того, в 1993-2001 гг. А. Сибирцев был директором Самарского театра оперы и балета. Наряду с работой в театре певец ведет активную концертную деятельность, принимает участие в вечерах и концертах на сцене Дома актера.
«Кармен» Ж. Бизе. А. Сибирцев, Т. Протопопова
На благотворительном вечере в пользу ветеранов сцены 19 июня 2000.
Вечер-презентация книги «История в портретах». Дом актера. 16 октября 2006. А. Сибирцев, О. Иванова
На вечере памяти С. Штейна в Доме актера. 20 января 2003 г. В. Молько, С. Хумарьян, А. Сибирцев
|
|
Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 335; Хмельницкий Ю. Александр Сергеевич Сибирцев / Ю. Хмельницкий // История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2006.- С. 434-439; Самарский академический театр оперы и балета: 75 лет / Сост. Е. Воеводина.- Самара, 2006.- 72 с., ил.; База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/).
10 августа отмечает 70-летие актер театра и кино, режиссер, литератор, народный артист РФ Вениамин Борисович Смехов.
В 1961 году после окончания Театрального училища им. Б.В. Щукина В. Смехов был приглашен в Куйбышевский драматический театр, где сыграл Бориса Светлова («Рядом – человек!» В. Молько), Юрия «Осторожно, листопад!» С. Михалкова), Алексея Достигаева («Егор Булычов и другие» М. Горького, Валерия Калитина («Звездные ночи» И. Тумановской), Лелло Мескиари («Опаленные жизнью» Д.П. Каллегари), Парадизова («Дело Артамоновых» по М. Горькому), Вильяма Кэтсби («Ричард III» В. Шекспира) и др. Кроме работы в театре, артист выступал на местном радио с чтением стихов, на телевидении снялся в различных телеспектаклях, в частности, сыграл сразу трех великих композиторов – Шопена, Рахманинова и Моцарта в инсценировке «Старого повара» К. Паустовского. С 1963 года артист работает в Москве: в Московском театре драмы и комедии на Таганке, где сыграл немало интересных ролей: 3-й Бог («Добрый человек из Сезуана» по Б. Брехту), Куратор Приули, Кардинал Беллармин («Жизнь Галилея» Б. Брехта), Клеант («Тартюф» Ж.-Б. Мольера), Клавдий («Гамлет» В. Шекспира), Воланд («Мастер и Маргарита» по М. Булгакову), Плюшкин («Ревизская сказка» по произведениям Н. Гоголя), Барон («На дне» М. Горького) и др., в Московском театре «Современник». В качестве режиссера поставил телеспектакли «Фредерик Моро», «Джентльмены из Конгресса», «Сорочинская ярмарка», «Лекарь поневоле» и др. Кроме того, артист много снимается в кино. Среди его наиболее известных киноработ: Барон Краузе («Служили два товарища»), Атос («Д’Артаньян и три мушкетера») и др. В. Смехов является автором нескольких художественных и публицистических книг: «Служенье муз не терпит суеты», «Скрипка мастера», «Таганка. Записки заключенного», «Живой и только» (о Высоцком), «В один прекрасный день…» и др.
«Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта. Театр на Таганке. В. Смехов, В. Клементьев, А. Колокольников
Фильм «Ключ» П. Чухрая.
А. Калягин, В. Смехов
В.Смехов - Атос в фильме «Три мушкетера»
Встреча с редакцией газеты «Московские новости» в Доме актера. В. Смехов у микрофона
|
|
Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 363; Смехов В.Б. Театр моей памяти /Вениамин Смехов.- М.: Вагриус, 2001.- 444 с.6 ил.; Смехов В.Б. Та Таганка / Вениамин Смехов.- М.: Время, 2008.- 639 с.: ил.; Смехов В.Б. Так не бывает / Вениамин Смехов.- М.: Время, 2008.- 621 с.: ил.; материалы Интернет-ресурса Wikipedia.
10 августа юбилей ветерана сцены Натальи Николаевны Климовой.
Н. Климова – выпускница театроведческого факультета ГИТИСа. Работала завлитом в различных театрах. В 1973 году стала методистом Куйбышевского Дома актера, а в 1988-1994 гг. возглавляла его. В настоящее время занимается педагогической деятельностью.
Вечер в Доме актера, посвященный 60-летию Советской Армии. 1978 г. И. Эстрин, В. Пономарев, Н.Климова
Во время театрального фестиваля «Классика и молодые». 1988 г. Дом актера
На одном из новогодних вечеров в Доме актера В. Сергеев, В. Каркарьян, С. Бондаренко, Н. Климова, Л. Альбицкая
Встреча с артистами Ленинградского ТЮЗа в Доме актера. Ведущие В. Сергеев, Н. Климова.
|
|
Лит.: Наш Союз: 95 лет Самарскому отделению Союза театральных деятелей России / Ред. Т. Журчева; дизайн Ю. Бондаренко; авт. текста Т. Журчева, С. Хумарьян.- Самара, 2009.- 80 с., ил.
19 августа исполняется 85 лет со дня рождения режиссера, заслуженного деятеляискусств Казахской ССР и РФ Бориса Александровича Рябикина (1925-2000).
Б. Рябикин начал режиссерское образование в 1946 г. в ГИТИСе на оперно-режиссерском факультете (руководитель Л. Баратов), продолжил его на факультете оперной режиссуры Ленинградской консерватории, затем на режиссерском факультете Харьковского театрального института. В качестве главного режиссера он работал в Севастопольском драматическом театре, Киевском театре оперетты, Одесском оперном театре, Алма-Атинском театре оперы и балета. На сценах страны режиссер осуществил более 100 постановок опер, оперетт и драматических спектаклей. В 1970-1977 гг. и 1992-1996 гг. Б. Рябикин – главный режиссер Куйбышевского (Самарского) академического театра оперы и балета. С его именем связаны постановки опер «Дон Паскуале» Г. Доницетти (1970), «Дон Жуан» В. Моцарта (1970), «Братья Ульяновы» Ю. Мейтуса (1971, впервые в стране), «Гроза» В. Пушкова (1972, впервые в стране), «Аида» Дж. Верди (1974), «Князь Игорь» А. Бородина (1972 и 1985), «…А в сердце светит Русь» по произведениям Г. Свиридова (1992), «Черевички» П. Чайковского (1993) и др., а также многих оперетт. Наибольший резонанс вызвали работы Рябикина «Гамлет» С. Слонимского (1993; в этом же году состоялась Всероссийская премьера оперы в Москве) и «Сервилия» Н. Римского-Корсакова, не звучавшая до этого на российской сцене 90 лет (1994).
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Вперед>>
«Дон Жуан» В. Моцарта.
Сцена из спектакля
«Аида» Дж. Верди.
Сцены из спектакля
|
|
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Вперед>>
Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 293; Хумарьян С. Борис Александрович Рябикин / С. Хумарьян // История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2006.- С. 209-213.
27 августа отмечает 85 лет со дня рождения актер, режиссер,народный артист РСФСР Владимир Алексеевич Салопов.
В. Салопов начал артистическую деятельность в 1940-е гг., еще будучи студентом: работал в Ростовском драматическом театре, Ростовском театре музыкальной комедии. Уже в те годы сыграл Хлестакова («Ревизор» Н. Гоголя) и Мурзавецкого («Волки и овцы» А. Островского). Впоследствии работал в театрах Воронежа, Ярославля, Ташкента, Рязани. В 1973-1978 гг. В. Салопов был актером Куйбышевского театра драмы. В эти годы сыграл Миндаугаса в одноименной пьесе Ю. Марцинкявичюса, Астрова в «Дяде Ване» А. Чехова, Мурада («Похожий на льва» Р. Ибрагимбекова), Царя и Английскую королеву («Левша» Б. Рацера и В. Константинова), Муратова («Зыковы» М. Горького), Цыганова («Варвары» М. Горького). Наряду с работой в театре, занимался педагогической деятельностью, сотрудничал с областной студией ТВ и студией кинохроники. Среди ролей В. Салопова есть и киноработы: Гиацинтов (х/ф «Пароль не нужен»), английский контрразведчик (х/ф «Золотой эшелон») и др.
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед>>
«Варвары» М. Горького.
Сцены из спектакля.
«Зыковы» М. Горького.
З. Александрова, В. Салопов
|
|
Назад<< [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед>>
Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 306-308.
27 августа День российского кино.
27 августа в России отмечается День российского кино (согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Верховного Совета СССР № 9724-XI от 1 ноября 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях»). «Кино» в переводе с греческого означает «двигаю», «двигаюсь». Родоначальниками кино считают братьев Люмьер, их первый киносеанс прошел в декабре 1895 года в Париже, на бульваре Капуцинов. В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это была лента «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длился первый российский фильм всего 7 минут. А первая цветная отечественная лента вышла на экраны в 1925 году. Это был знаменитый «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. Любимый многими поколениями фильм «Чапаев» братьев Васильевых был снят в 1934 году. На I Международном Московском кинофестивале в 1935 году, председателем жюри которого был Сергей Эйзенштейн, создатели «Чапаева» получили первую премию. С тех пор кинопроизводство претерпело масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного. С самого начала кинофильмам придавали очень большое значение в идеологическом воспитании людей. Всем известна ставшая крылатой фраза В. И. Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Фильмы бывают разных жанров: научные, документальные, публицистические, художественные. В разных странах проводится немало кинофестивалей. В России давно стал традиционным Московский международный кинофестиваль. А в последние годы появились и другие разнообразные кинофестивали. Среди них Открытый Российский кинофестиваль «Кинотавр» (г. Сочи»), «Окно в Европу» (г. Выборг), «Дух огня» (Международный кинофестиваль кинематографических дебютов) (г. Ханты-Мансийск), «Россия» (Открытый фестиваль документального кино) (г. Екатеринбург) и др. В Самаре много лет существует киноклуб «Ракурс», знакомящий не только с новинками российского кинематографа, но и зарубежного; демонстрирующий не только современные фильмы, но и киноленты, давно ставшие классическими. Его деятельность обращена прежде всего к молодежи и осуществляется в содружестве с Самарским отделением СТД, благодаря чему в зрительном зале Дома актера проводятся демонстрации фильмов и творческие встречи с деятелями кино.
По материалам Интернет-ресурсов www.calend.ru, www.filmfestivals.ru.
30 августа исполняется 60 лет заместителю директора Самарскойгосударственной филармонии, заслуженному работнику культуры РФ Евгению Дмитриевичу Козлову.
В 1971 году Е. Козлов окончил студию при Куйбышевском драматическом театре и театроведческий факультет ГИТИСа (1989). В 1967-1982 годах был актером Куйбышевского театра драмы. За это время сыграл немало ролей. Среди них: Юлий Кареев («Золотая карета» Л. Леонова), Ричмонд («Ричард III» В. Шекспира), князь Радомский («Настасья Филипповна» по Ф. Достоевскому). Еще работая в театре, он начал административную деятельность, став его главным администратором. С 1982 по 1984 гг. – на административной работе в Хабаровском театре драмы. С 1984 г. – главный администратор, а затем и заместитель директора Куйбышевской (Самарской) филармонии. Е. Козлов – активный участник (а нередко и ведущий) различных вечеров на сцене Дома актера.
«Материнское поле»
Ч. Айтматова.
Сцена из спектакля
«Золотая карета»
Л. Леонова.
М. Монахова, Е. Козлов
«О тех, кто любит»
П. Антокольского.
Е. Козлов, И. Колмогорова
|
|
Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 245; Наш Союз: 95 лет Самарскому отделению Союза театральных деятелей России / Ред. Т. Журчева; дизайн Ю. Бондаренко; авт. текста Т. Журчева, С. Хумарьян.- Самара, 2009.- 80 с., ил.
31 августа исполняется 110 лет со дня рождения артиста оперетты Михаила Марковича Ярина (Гольдштейна) (1900-1983).
В 1932-1951 годах М. Ярин работал в Самарской музкомедии в амплуа простака. Был чрезвычайно популярен в городе. Среди сыгранных им ролей: Бони («Сильва» И. Кальмана ), Фальк («Летучая мышь» И. Штрауса), Поль («Принцесса цирка» И. Кальмана), Зупан («Марица» И. Кальмана), Узник («Перикола» Ж. Оффенбаха), Ферри («Последний чардаш» И. Кальмана), Сико («Кето и Котэ» В. Долидзе) и многие другие.
«Марица»
И. Кальмана.
М. Ярин – Коломан Зупан
«Сильва»
И. Кальмана.
М. Ярин - Бони
«Верный друг»
В. Соловьева-Седого
|
|
Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 291.
|
|