8 НОЯБРЯ 2016 ГОДА ИСПОЛНЯЕТСЯ 165 ЛЕТ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ САМАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО.

Самара (Куйбышев) издавна славилась своими театральными традициями. И совсем не случаен тот факт, что первая профессиональная театральная труппа в Самаре появилась в год образования Самарской губернии. Это была антреприза Е. Стрелкова, которая выступала в специально приспособленном доме купца Лебедева, расположенном на самом берегу Волги (под нынешним Комсомольским спуском). Театр был открыт 8 ноября 1851 г. следующими пьесами: «Что имеем, не храним» В. Соловьева, «Современный анекдот с жильцом и домохозяином» П. Григорьева и «Аз и Ферт» (перевод с французского). В этом же сезоне театр представил публике комедию Н. Гоголя «Ревизор».

Но особняк Лебедева, «колыбель сценического искусства в Самаре» (по словам историка театра, литературного и театрального критика А. Смирнова (Треплева), просуществовал недолго, сгорев в страшном пожаре 12 мая 1854 г.

Мысль о создании настоящего постоянного театрального здания возникла у губернатора К.Г. Грота и была поддержана местным дворянством. В результате 16 октября 1855 г. театр, построенный на средства горожан, был открыт представлениями труппы Н.И. Иванова. Здание театра было деревянным, но впоследствии его собирались заменить каменным.

За годы его существования в театре работали антрепризы П.М. Медведева, А.А. Рассказова, И.К. Немова, И.П. Новикова и др., а на его сцене блистали великие русские актеры В. Андреев-Бурлак, А. Ленский, М. Писарев, П. Стрепетова, для которой самарский театр стал местом ее творческого рождения как великой трагической актрисы (роль Лизаветы в драме А. Писемского «Горькая судьбина»).

 
 
 

В 1886 г. на заседании городской думы по инициативе городского головы П. Алабина и гласного думы К. Позерна было решено построить новый каменный театр по проекту архитектора М. Чичагова, проектировавшего в Москве театр Корша (ныне Театр Наций). Через 2 года, 2 октября 1888 г., драмой П. Невежина «Вторая молодость» состоялось открытие каменного театра, выполненного в условно-русском стиле и являющегося гордостью и визитной карточкой города по сей день. На сцене нового театра начала свою творческую жизнь труппа антрепренера, актера и режиссера П. Медведева, состоявшая из 15 актеров и актрис. За сезон ими было сыграно 120 пьес и 69 одноактных пьес и водевилей, которые показывались зрителям с одной-двух репетиций «под суфлера».

Событием для театральной жизни Самары стали гастроли знаменитой русской артистки Г. Федотовой (1897), приезд известных трагиков братьев Адельгейм (1898).

Через две недели после Октябрьской революции Совет народных комиссаров издал декрет о передаче театров в ведение государственной комиссии по просвещению, признав их национальным достоянием.

Первым режиссером Самарского театра стала З. Славникова. На рубеже 20-х и 30-х годов прошлого века театр полностью стал государственным и стационарным с постоянной труппой и возможностью планировать творческий и производственный процесс создания спектаклей.

Яркой страницей театральной истории Самары стал приезд в 1931 г. актера Н. Симонова. Вместе с ним приехала группа молодых актеров ленинградского академического театра драмы: В. Киселев, Г. Соловьев, Ю. Толубеев, В. Меркурьев, В. Нельский В. Шарлахов. Около трех сезонов Н. Симонов стоял во главе театра, определял его творческую жизнь, будучи актером, режиссером, педагогом театральной студии, директором, а затем художественным руководителем театра.

Отправляясь на Волгу, группа молодых ленинградцев ставила перед собой сложную задачу – поднять Самарский театр до столичного уровня. Много было сделано в этом направлении. За эти годы театр неоднократно обращался и к русской классике, и к советской драматургии, а сам Н. Симонов сыграл шесть ролей (Лосенко в «Мстиславе Удалом» И. Прута, Гай в «Моем друге» Н. Погодина и др.). И хотя спектакли театра вызывали резкую критику рецензентов, он постепенно завоевал доверие и любовь зрителей, обрел уверенность, творчески возмужал.

 
 

Три года спустя, когда Н. Симонов и другие ленинградцы вернулись на свою сцену, художественным руководителем театра стал А. Волгин. Ему пришлось пополнять труппу, в которую вошли А. Аренский, Н. Вент, В. Карташов, В. Лебедев, О. Марков, В. Мартынов, К. Незнамова, В. Нельский, А. Сиянова, З. Чекмасова, П. Свичеревский, Г. Шебуев. Режиссерами стали Г. Шебуев, П. Свичеревский, П. Васильев.

29 сентября 1936 г. через три месяца после смерти А.М. Горького постановлением ЦИК СССР краевому драмтеатру было присвоено его имя. И это не было случайностью. Ведь, будучи молодым журналистом, Максим Горький, приехав в Самару, стал завсегдатаем театра, неоднократно писал в «Самарской газете» рецензии на его спектакли. Спустя несколько лет Самарский театр одним из первых в провинции начал ставить пьесы Горького: «Мещане» и «На дне», инсценировка повести «Фома Гордеев» и «Дачники», «Дети солнца» и инсценировка повести «Трое» и т.д. Обращение к драматургии Горького стало традиционным для Самарского театра, став особой страницей в его биографии.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Среди тех, кто в разные годы возглавлял театр И.А. Ростовцев (1936-1938), М.А. Гершт (1946-1951), Е.А. Простов (1953-1957), П.Л. Монастырский (1959-1965, 1967-1995), В.А. Гвоздков (с 1995 по настоящее время).

 
 
 
 

С именем Монастырского связаны наиболее яркие и значительные достижения Самарского театра. Им поставлены в театре более ста спектаклей. Среди них хочется выделить Горьковские постановки, «Ричард III» с Н. Засухиным, «Варшавская мелодия» с Л. Грязновой и В. Никитиным, «Гамлет» с Ю. Демичем, «Золотая карета» с В. Борисовым, В. Ершовой, Н. Михеевым, Н. Кузьминым (Государственная премия РСФСР, 1976 г.), «Усвятские шлемоносцы» с И. Морозовым и Н. Радолицкой (Золотая медаль А.Д. Попова, 1981 г.), «Ревизор» и «Чайка», удостоенные Государственной премии СССР и др.

В 1977 г. Куйбышевскому драматическому театру имени А.М. Горького за большие заслуги в развитии искусства было присвоено почетное звание «Академический».

У самарского академического театра драмы им. М. Горького богатая история, обо всем рассказать просто невозможно. Но хочется назвать имена актеров, составивших его славу: А.И. Демич, С.И. Пономарев, М.Г. Лазарев, Н.Н. Засухин, Н.А. Михеев, Ю.А. Хапланов, Г.А. Шебуев, В.А. Бурэ, В.И. Кузнецов, З.К. Чекмасова, В.А. Михайлов, В.А. Ершова, В.Е. Красева, Е.Т. Фролова, С.И. Боголюбова, О.М. Свиридов, В.П. Оттович, А.Ф. Дерябина и многие другие.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В памяти зрителей сохранились яркие актерские работы Ю. Демича, Л. Альбицкой, Е. Григорьева, В. Никитина, В. Салопова, Н. Засухиной, Б. Заволокина, С. Надеждина, С. Кагакова, В. Татаринцева, Г. Дударевой, Н. Шевченко, А. Буклеева, Н. Симоновой, О. Бычкова, А. Дубровина, О. Шебуевой, А. Комраковой, Ю. Вуккерт, А. Комракова, Е. Харитоновой, Е. Орловой, С. Стругачева, А. Бугреева, Ю. Ганюшкина, С. Меркушева, В. Маркина, Н. Чусовой, А. Амелина и многих других.

Во главе с генеральным директором, заслуженным деятелем искусств РФ В. Гвоздковым и главным режиссером В. Гришко лучшие традиции Самарского театра продолжают представители разных поколений: народные артисты РФ Ж. Романенко и В. Борисов, заслуженные артисты РФ И. Морозов, В. Турчин, О. Белов, В. Гальченко, В. Пономарев, Е. Лазарева, Ю. Машкин, заслуженный артист Самарской области В. Сапрыкин, артисты Е. Ивашечкина, В. Жигалин, В. Сухов, А. Коровкина, Д. Евневич, А. Евневич, Н. Лоленко, В. Мирный, Ф. Степаненко, Е. Аржаева, Н. Попова, В. Смыкова, Л. Федосеева, Н. Якимова, В. Филиппова, И. Байбиков, П. Аверин, Л. Анциборова, Е. Рузина, А. Герасимчев, С. Видрашку, Х. Дышниев, Н. Ермилина, И. Новиков, Г. Загорский, С. Маркелов, Н. Прокопенко, Е. Шабалина, В. Морякин, П. Жуйков, А. Нецветаев, А. Шевцова, Е. Соловьева.

В канун своего 165-летия театр живет полнокровной жизнью: создаются новые спектакли, среди которых есть номинанты национальной театральной премии «Золотая маска», участники и победители многих других фестивалей; уделяется внимание росту профессиональных навыков и мастерства. Идет постоянная работа над совершенствованием репертуарной политики. На сцене театра представлены как современная драматургия, так и зарубежная и русская классика. Так совпало, что в ноябре 2016 года отмечается еще одна знаменательная дата – 195 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского, а поскольку театр драмы неоднократно обращался к его творчеству, хочется подробнее напомнить об этих постановках.

«БЕСЫ»

1909 г.

«ИДИОТ»

1922 г.

Автор инсценировки и режиссер-постановщик – С. Рубина

Сценография Г. Паршина

Художник по костюмам – О. Никифорова

«ДЯДЮШКИН СОН»

1959 г.

Постановка Л.В. Луккера

Спектакль возобновлен заслуженным деятелем искусств РСФСР П.Л. Монастырским и народным артистом РСФСР, лауреатом Сталинской премии Г.А. Шебуевым

Художник – заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинской премии Ю.Н. Бабичев

«НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА»

1971 г.

Инсценировка Д. Тальникова

Постановка народного артиста РСФСР П. Монастырского

Художник – заслуженный деятель искусств РСФСР Г. Епишин

Костюмы А. Габуевой.

«БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»

1986 г.

Автор инсценировки и режиссер-постановщик – народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР П. Монастырский

Художник – Н. Ткачук

Композитор – заслуженный деятель искусств РСФСР М. Левянт

Романс на стихи Б. Свойского

Художник по костюмам – М. Эфрос

Балетмейстер – Г. Касаткин

«УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ»

2001 г.

Постановщик, автор сценической композиции и музыкального оформления – заслуженный деятель искусств Узбекистана В. Гвоздков

Сценография и костюмы – заслуженный художник России В. Фирер (СПб)

Партитура света – Г. Фильштинский (СПб)

Ассистент режиссера – Ф. Греков

Коллектив театра всегда находится в творческом поиске. Хочется пожелать ему творческой молодости, непроходящей любви своих зрителей и почитателей.

Источники информации: Драматический имени Горького : Страницы истории Куйбышевского драматического театра имени А.М. Горького.- Куйбышев, 1976.- 207 с. : ил.; Мельникова Н.В. Биография зданий. Драмтеатр / Н.В. Мельникова // Самарский краевед : Страницы истории.- Куйбышев, 1990.- С. 302-310; Молько В. Путешествие по одной улице : документальное повествование / Владимир Молько.- Куйбышев, 1987.- С. 37-52; Моргун А.Г. От крепости Самара до города Куйбышева : Заметки об архитектуре / А.Г. Моргун.- Куйбышев, 1986. – С. 10-11; Русский драматический театр : энциклопедия / Под общ. Ред. М.И. Андреева, Н.Э. Звенигородской, А.В. Мартыновой, Е.Ю. Бегляровой.- М., 2001.- С. 403; Самара: Символы времени : фотоальбом / Авт.-сост. В.Н. Востриков.- Самара, 2009.- С. 66; Самарскому академическому театру драмы им. Максима Горького 150 лет / Автор проекта В. Гвоздков; авт.-сост. О. Малинина.- Самара, 2001.- 156 с. : ил.; Смирнов (Треплев) А. Старый самарский театр и быт : Очерки т материалы по истории театра и быта в провинции / Александр Смирнов (Треплев).- Самара, 2008.- 432 с. : ил.; Финк Э. Сочувствие добру и истине / Эдит Финк //Автографы / Отв. ред. и сост. С.П. Хумарьян.- Самара, 1998. – С. 74-87; Шебуев Г. Воспоминания для будущего / Георгий Шебуев.- Самара, 2001.- 480 с. : ил.; Шестаков К. Мой город родной : Записки старожила.- 2-е изд., доп. и перераб. / К. Шестаков.- Самара, 1990.- С. 244-254; Сайт Самарского академического театра драмы www.dramtheatre.ru; Сайт газеты «Волжская коммуна» (раздел «Архив») http://www.vkonline.ru.