|
НОВОКУЙБЫШЕВСКОМУ ТЕАТРУ-СТУДИИ «ГРАНЬ» 45 ЛЕТ
12 ноября 2015 года исполняется 45 лет Новокуйбышевскому театру-студии «Грань», основателем которого стала Эльвира Анатольевна Дульщикова, чья жизнь до последней минуты была неразрывно связана с театральным делом.
В 1960-х годах Э. Дульщикова работала в театре-студии Дома офицеров Северной группы войск в г. Легнице (ПНР). Параллельно училась в Московском государственном институте культуры, который окончила в 1972 году. Именно во время учебы ею были задуманы и воплощены первые режиссерские работы. В драматической студии Дома офицеров в Легнице она поставила три больших спектакля – «Девятая симфония» Ю. Непринцева, «Игла и штык» А. Галиева и «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. «Оптимистическая трагедия» стала не только серьезной режиссерской работой Э. Дульщиковой (Первая премия за режиссуру на Всесоюзном конкурсе самодеятельного творчества), но и яркой актерской удачей: она сыграла в спектакле главную роль – Комиссара.
В 1970 году Э. Дульщикова возглавила детский и взрослый драматические коллективы Дворца культуры им. В.И. Ленина г. Новокуйбышевска. Она сумела не просто организовать работу театральной студии, а создала в городе настоящий театр, поставив работу в нем на высокопрофессиональную основу. Режиссером было поставлено более 50 спектаклей. Постоянно шли работа над новыми постановками, поиск актеров для формирования труппы, воплощались интереснейшие художественные идеи. Шло строительство помещения камерного театра. Были поставлены такие спектакли, как: «Двадцать лет спустя» М. Светлого, «Дипломат» С. Алешина, «Девочка и апрель» Т. Ян, «Смелая сказка» А. Гайдара, «А зори здесь тихие» Б. Васильева и др.
Первые режиссерские работы Э. Дульщиковой в Новокуйбышевске были обращены, прежде всего, к молодому зрителю. В этом подходе сказалось особое чутье художника и понимание высокой воспитательной роли театра, необходимость формирования в молодом промышленном городе не только театра как творческой мастерской, но и собственного театрального зрителя. Все спектакли участвовали в проводимом в то время в области ежегодном фестивале «Куйбышевская театральная весна» и не раз удостаивались дипломов и премий.
За десятилетия творческой деятельности режиссера в Новокуйбышевске было поставлено и немало детских спектаклей-сказок. Среди них: «Кошкин дом» и «Дядя Степа», «Конек-Горбунок» и «Гуси-лебеди», «Заячья школа» и «Винни-Пух», «Соловей» и «Красная шапочка», «Золушка» и «Оловянный солдатик», «Золотая рыбка» и «Щелкунчик», «Доктор Айболит» и «Лес не без добрых людей», «Прыгающая принцесса» и «Сказки феи», «Муха-Цокотуха» и «Пчелка»…
В 1970-е годы произошло объединение детского и взрослого составов. Возникновение театра-студии «Грань» стало следующим этапом творческой деятельности режиссера – этапом, не прерывающим сложившихся традиций и, одновременно, новых поисков и смелых художественных воплощений. Замечательная творческая инициатива режиссера, поддержанная актерами и спонсорами, привела к открытию камерного зала, оснащенного специальным световым и музыкальным оборудованием. Театр обрел свое реальное пространство. Он стал называться студией, отразив одну из главных граней режиссерского мировоззрения Э. Дульщиковой, и вдохновил режиссера на новые художественные замыслы и эксперименты.
Во-первых, это постановки, поднимающие сложные психологические и философские проблемы, обращенные к вечным человеческим ценностям, среди которых: «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери (1980), «Брат Алеша» В Розова (1984), «Лунин» Э. Радзинского (1989), «Брысь, смерть, брысь» С. Шальтяниса (1991), «Город» И. Бергмана (1996) и др. Во-вторых, это комедийные, острые, злободневные спектакли-водевили: «Театр чудес» М. Сервантеса, «Муж всех жен» Ф. Кони (1998), «Сильное чувство» И. Ильфа и Е. Петрова (1999). В-третьих, камерная сцена позволила Э. Дульщиковой неоднократно обращаться к любимому ею жанру литературного театра. Литературный театр Дульщиковой основан на поэзии С. Есенина («Россия поклоняется Есенину», 1975), М. Цветаевой («Мой Пушкин», 1990), В. Высоцкого («Быть или не быть», 1986). В-четвертых, жанр сказки. В малом пространстве камерной сцены театра-студии «Грань» режиссерски тонко были «прочитаны» «Золушка» и «Красная шапочка», «Дюймовочка» и вертепное действо «История о Рождестве Христовом». В 1993 году спектакль «Золушка» был показан в русском православном приходе Амстердама (Голландия), а рождественский вертеп получил Диплом 1-ого международного фестиваля «Люди, куклы, маски» в г. Алматы. По сказкам-спектаклям «Дюймовочка» и «Соловей» Г.Х. Андерсена, поставленным Э. Дульщиковой, Самарской студией телевидения были сняты фильмы (1986 и 1997).
Творческие замыслы Э. Дульщиковой были связаны не только с ее режиссерской деятельностью, но и активно проявлялись в театрально-организационной работе. Эльвира Анатольевна явилась инициатором проведения в Новокуйбышевске и художественным руководителем Всероссийского театрального фестиваля «ПоМост: провинциальные театры России». В 2001 году состоялся Первый фестиваль, в апреле 2015 года прошел Седьмой. Особенность фестиваля – его неконкурсный характер – позволяет совместить в форуме театральные коллективы различных типов – кукольные, пластические, драматические, что дает возможность увидеть многоплановость стилевых направлений в искусстве и своеобразие авторских художественных концепций. В центре внимания «ПоМоста» - многогранные творческие контакты деятелей театра, знакомство с лучшими произведениями друг друга.
Э. Дульщикова и театр «Грань» участвовали во многих театральных проектах. Среди них – I международный фестиваль «Люди, куклы, маски» в г. Алматы (1998), Всероссийский фестивальный проект «Культурные герои 21 века» (1999), Международный фестиваль моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева» (2001, 2002, 2003).
В 2011 году после тяжелой болезни Э. Дульщикова ушла из жизни. Театр-студию «Грань» возглавил ее ученик Денис Бокурадзе.
Д. Бокурадзе – выпускник Самарской государственной академии культуры и искусства (курс В.А. Тимофеева). С 1998 года, став актером театра-студии под руководством Э. Дульщиковой, Д. Бокурадзе впитал эстетику наставника. Среди сыгранных ролей: Пьеро («Бумажный Пьеро» по стихам Хуана Рамона Хименеса), Чуланов («Сильное чувство» И. Ильфа и Е. Петрова), Кот Базилио и Сверчок («Буратино» по сказке А. Толстого) и др. Кроме того, режиссер неоднократно привлекала его к соавторству в своих спектаклях. В 2000 году, по окончании учебы, Д. Бокурадзе приняли в труппу театра «СамАрт», актером которого он был более 10 лет.
Став художественным руководителем театра-студии «Грань», Д. Бокурадзе продолжил дело Э. Дульщиковой. Театр-студия принимает участие в различных фестивалях. Так, в 2013 году спектакль «Фрекен Жюли» Э. Стриндберга (режиссер Д. Бокурадзе) стал обладателем Гран-при XI Фестиваля театров малых городов России, который проходит под эгидой Театра Наций. Юлия Бокурадзе победила в номинации «Лучшая женская роль» за роль Фрекен Жюли, а Алина Костюк получила приз за лучшую женскую роль второго плана за роль Кристины. В этом же году спектакль получил очень хорошие отзывы на Всероссийском фестивале «Реальный театр» (г. Екатеринбург). Следующая постановка Д. Бокурадзе «Post Scriptum» по пьесе Ж.-П. Сартра «За закрытой дверью» стала участницей XII Фестиваля театров малых городов России (2014). Артистка театра Алина Костюк получила приз за лучшую женскую роль. В ноябре 2014 года «Грань» приняла участие в III Всероссийском фестивале им. Олега Янковского (г. Саратов) со спектаклем «Вол и Осел в яслях» по притче Ж. Сюпервьеля. В конкурсную программу XIII Фестиваля театров малых городов России в 2015 году попал новый спектакль Д. Бокурадзе «Таня-Таня» по пьесе О. Мухиной и завоевал Гран-при как «лучший спектакль малой сценической формы».
Продолжает «Грань» и свое участие в фестивале моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева». Так, в 2012 году Д. Бокурадзе и художник Ю. Рачинскайте стали победителями в номинации «Театральный костюм» с костюмами к спектаклю «Карманный театр» Ж. Кокто.
А в 2015 году Гран-при фестиваля получила коллекция костюмов Е. Соловьевой к спектаклю «Таня-Таня».
С момента возникновения театра-студии на его сцене играли актеры-любители. С 2013 года «Грань» получала статус профессионального театра.
Спектакли театра – всегда открытие новых граней в вещах и понятиях. Они полны накала, внутреннего напряжения. Умея волноваться и волновать других, театр «Грань» сформировал в городе театральную среду, нашел единомышленников. Это театр движения, поиска смелых импровизаций, театр глубокой и страстной мысли.
|
|